Аль-Кинди
Аль-Ки́нди, Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ибн ас-Сабах аль-Кинди (أبو يوسف يعقوب بن اسحاق بن الصباح الكندي) (конец 8 в., Куфа или Басра – около 870, Багдад), арабский философ и учёный-энциклопедист, первый крупный представитель арабо-мусульманского аристотелизма. Почётное прозвище Философ арабов или Философ ислама. Родился в знатной семье, его отец был эмиром-наместником в Куфе при аббасидских халифах аль-Махди (правил в 775–785) и Харуне ар-Рашиде. Образование получил, по-видимому, в Басре, а затем в Багдаде. Здесь он стал приближённым 3 халифов – аль-Мамуна (правил в 813–833), аль-Мутасима (правил в 833–842) и аль-Васика (правил в 842–847), покровительствовавших философии и особенно мутазилитам. Аль-Кинди был учителем и другом сына аль-Мутасима – Ахмада, которому посвятил ряд трактатов. При аль-Мутаваккиле (правил в 847–861) подвергся гонениям, разделив участь мутазилитов.
Средневековые арабские источники называют около 300 сочинений аль-Кинди (сохранилось лишь немногим более десятой части), которые охватывали практически все области научного и философского знания того времени, в том числе логику, метафизику, богословие (калам), психологию, этику и политику, геометрию, астрономию и астрологию, теорию музыки, химию, фармакологию и медицину. Аль-Кинди активно участвовал в деятельности переводчиков из учреждённого аль-Мамуном «Дома мудрости», по его личному заказу была переведена «Метафизика» Аристотеля, а перевод «Теологии» Аристотеля он отредактировал и, по преданию, написал к этому сочинению комментарии. В противостоянии богословам-традиционалистам, отвергавшим греческую философию и науку как языческие и чуждые исламу, аль-Кинди написал не дошедшее до нас «Увещание к философии» (вдохновлённое, по-видимому, «Протрептиком» Аристотеля) и адресованный аль-Мутасиму трактат «О первой философии» (т. е. метафизике) – самое значительное из сохранившихся его произведений. Доминировавший в философской системе аль-Кинди аристотелизм, сочетавшийся с идеями неоплатонизма (о Едином, о начале времени, о происхождении души и её посмертном восхождении в мир горний) и пифагореизма (о роли числовых и геометрических пропорций), приводился в соответствие с принципами исламского монотеизма, представленного учением мутазилитов. В отличие от последующих мусульманских аристотеликов аль-Кинди не принял неоплатоническую концепцию эманации, отстаивая творение мира «из ничего», учил о превосходстве пророческого знания над философским. Ряд трактатов аль-Кинди получил известность на латинском Западе [в том числе «О разуме» (лат. «De intellectu») и «Книга о пяти сущностях» (лат. «De quinque essentiis»)].
Аль-Кинди – первый арабский теоретик музыки, сохранились его «Большой трактат о сочинении мелодий», «Трактат о важнейших категориях в музыке», учебник «Сочинение мелодий и игра на лютне [уде]». Изучал ладовую и ритмическую организацию арабской музыки, воздействие музыки на психофизическое состояние человека; все музыкальные элементы объяснял на основе строя и акустических особенностей уда.