Этос
Э́тос (от греч. ἦθος – нрав, привычка, характер), термин древнегреческой философской этики. Образованное от него прилагательное ἠθικός (нравственный, относящийся к характеру) дало название философской дисциплине этике (собственно ἡ ἠθικὴ φιλοσοφία – нравственная философия). Термин использовался и продолжает использоваться в теории музыки.
Этос в философии
Понятие этоса имеет основополагающее значение в античной этике добродетели, которая, в отличие от традиций деонтологии и утилитаризма в этике Нового времени, фокусируется не на моральном действии и его оценке, а на характере и воспитании идеальных качеств, таких как мужество, целомудрие, справедливость и практический разум (φρόνησις), из которых сами собой «вытекают» правильные действия. Добродетели этоса являются волевыми установками, своего рода программой поведения и жизнестроительства, следуя которой человек реализует свою природу и достигает счастья (эвдемонии). Классические теории «этических добродетелей» (ἠθικαὶ ἀρεταί, собственно – добродетели характера) дали Платон в «Государстве» и Аристотель в «Никомаховой этике». Согласно Гераклиту, «характер (этос) человека – его судьба»; в формулировке основателя стоицизма Зенона «характер (этос) – это источник жизни, из которого вытекают отдельные действия» (Иоанн Стобей, Антология, II, 6, 36). В ответе на вопрос «как обретается добродетель» философы расходились во мнении: Аристотель подверг критике интеллектуализм Сократа («добродетель есть знание» – ἐπιστήμη – или логос): добродетель этоса является добродетелью не рациональной (обладающей логосом), а иррациональной части души (вместилище эмоций, πάθος, и влечений, ὄρεξις), поэтому она воспитывается через «упражнение» и «привыкание», практическое совершение добрых дел. Аристотель при этом ссылался на то, что в греческом языке «привычка» (ἔθος) и «характер» (ἦθος) различаются только долготой начального гласного: удлиняя его, мы превращаем привычку в характер. Однако в 6-й книге «Никомаховой этики» Аристотель признал неразрывную связь практического разума (φρόνησις) и нравственной добродетели. В эллинистическую эпоху стоик Хрисипп возродил сократовский логоцентризм: в основе негативных эмоций и ложных «впечатлений» лежат неверные оценки, исправив которые можно устранить негативные эмоции.
С конца 19 в. термин «этос» стал употребляться для обозначения нормативной характеристики ментальности и практического поведения личности и того или иного сообщества – структуры ценностных предпочтений (М. Шелер), определяющей стиль жизни какой-либо общественной группы (ср. Оссовская М. «Рыцарь и буржуа», 1956; русский перевод 1987), системы нравственных требований и предписаний, регулирующей поведение представителей различных профессий (этос врача, учителя, офицера, политика и т. д.). Новое обращение к античной этике добродетели в последние десятилетия 20 в. произошло после появления книги А. Макинтайра «После добродетели» («After virtue», 1981; русский перевод 2000), получившей широкий резонанс.
Этос в музыке
Понятие этоса занимает важное место в античной теории музыки, приписывавшей этические характеристики основным категориям гармонии (родам мелоса, видам октавы, ладам), ритма (стопам и метрам), музыкальным инструментам. Диатонический род мелоса обычно описывался как строгий и естественный, в то время как хроматика – род изнеженный, способный испортить душу человека; дорийский лад – как мужественный и серьёзный, фригийский – как экстатический и возбуждающий, лидийский – как грустный и жалобный. Хотя в античности отсутствовала единая классификации средств музыкальной выразительности по этическому признаку (этосы ладов, ритмов, музыкальных инструментов и т. д. могут разниться от одного исторического документа к другому), общей тенденцией было рекомендовать одни роды мелоса, ритмы, лады, музыкальные инструменты и т. д. и запрещать другие, поскольку музыка рассматривалась с точки зрения её общественной полезности (или, соответственно, вредности). Так, Платон в «Государстве» (III.10), призывая исключить все «сложные» музыкальные инструменты из полиса, считал полезными только лиру и кифару, «а в полях у пастухов пусть будет сиринга». «Основы музыки» Боэция открываются главой «О том, что музыка нам естественно присуща, и о её способности возвышать или портить нравы (mores)».
В средние века, в эпоху Возрождения и в эпоху барокко теоретики музыки (Иоанн Коттон, Арибо Схоласт, Рамос де Пареха, Адам Фульдский, Й. Тинкторис, П. Арон, Г. Глареан, Г. Дресслер, Герман Финк, З. Кальвизий и многие другие) давали этические характеристики церковным ладам (тонам) как григорианской монодии, так и новой многоголосной музыки.
В 16 в. этических характеристик удостоились два основных трезвучия – большое и малое. Знаменито высказывание Дж. Царлино («Основы гармоники», III. 31, 1558): «Если большая терция находится в нижней части квинты, то гармония делается весёлой (allegra), а если она находится сверху, то гармония становится печальной (mesta)»; в дальнейшем эти характеристики распространились соответственно на этос мажора и минора. Общеупотребительные в Новое время обозначения музыкальных темпов (итальянские Allegro, Moderato, Vivace, Largo, Mesto, Grave и т. п.) указывали не на скорость движения как таковую, а на типичный этос музыки, так или иначе с этой скоростью связанной. В 20–21 вв. этос музыки – одна из предметных областей психологии музыкального восприятия.