Кванц Иоганн Иоахим
Кванц Иога́нн Иоа́хим (Johann Joachim Quantz) (30.1.1697, Обершеден, близ Гёттингена, ныне Шеден – 12.7.1773, Потсдам), немецкий флейтист, композитор, музыкальный теоретик, инструментальный мастер.
Из семьи кузнеца. Осиротев, воспитывался в Мерзебурге у родственников – городского музыканта Юстуса Кванца, органиста И. Ф. Кизеветтера. Играл в ансамблях городских музыкантов на струнных инструментах, гобое и трубе. В 1717 г. жил в Вене, где изучал контрапункт под руководством Я. Д. Зеленки. С 1718 г. гобоист в польской инструментальной капелле Августа II в Дрездене, в 1719 г. учился у французского флейтиста П.-Г. Бюффардена; значительное влияние на творческое формирование Кванца оказал концертмейстер Дрезденской придворной капеллы И. Г. Пизендель. В 1724 г. для обучения и совершенствования мастерства отправился в продолжительную поездку в Италию (в Риме брал уроки композиции у Ф. Гаспарини), Францию, Англию. В 1726 г. в Париже Кванц продемонстрировал собственную конструкцию двухклапанной флейты (с отдельными клапанами «ми-бемоль» и «ре-диез»). После возвращения в Дрезден с 1727 г. флейтист Большой придворной капеллы. С 1728 г. регулярно выезжал в Берлин, где обучал игре на флейте кронпринца Фридриха (будущего короля Фридриха II Великого). С 1741 г. камер-композитор и камер-музыкант короля Пруссии.
Один из ведущих представителей берлинской школы, в инструментальных концертах и сонатах культивировал род галантного стиля, отмеченный влиянием итальянских композиторов (А. Вивальди). Автор около 600 сочинений, подавляющее число которых составили флейтовые концерты (289), сонаты (197), трио-сонаты (43), многочисленные ансамбли для флейты. Значительная их часть написана для Фридриха II и являлась его собственностью. Кванцу было разрешено издать лишь 6 сонат для флейты ор. 1 (1734), 6 дуэтов для 2 флейт ор. 2 (1759) и отдельные вокальные сочинения.
Важнейшее достижение Кванца – трактат «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» («Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen», издание 1752, факсимильное издание 1953; русский перевод 2013), фундаментальное руководство по исполнению музыки барокко, вышедшее за рамки флейтовой «школы». Автобиография Кванца опубликована Ф. В. Марпургом («Historisch-kritische Beyträge», Bd 1, 1754).