Кушнарёв Христофор Степанович
Кушнарёв Христофо́р Степа́нович, Христофор Степанович Кушнарян [23.5(4.6).1890, Симферополь – 25.1.1960, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский музыковед, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1939) и Узбекской ССР (1943).
Из семьи часового мастера. Дядя – Х. М. Кара-Мурза. В 1900 г. семья переехала в Тифлис (ныне Тбилиси), где Кушнарёв окончил музыкальное училище по классу скрипки Виктора Робертовича Вильшау (1909), музыкально-теоретические предметы проходил у З. П. Палиашвили. Впоследствии написал статью «Физиологические основы игры на скрипке» (опубликована в кн.: Кушнарев. 1967). В 1916 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. Участник Первой мировой войны, демобилизован в 1918 г. после контузии. В 1919–1921 гг. преподавал в Тифлисском музыкальном училище, в 1921–1923 гг. – в Тифлисской консерватории.
В 1925 г. окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции А. М. Житомирского (занимался также у В. П. Калафати). С того же года преподавал в консерватории композицию и полифонию (доцент с 1927, профессор с 1937, с 1938 заведующий кафедрой теории музыки). Внёс значительный вклад в разработку методики преподавания полифонии; начинал курс с анализа сочинений эпохи Возрождения. Среди учеников: композиторы – А. М. Баланчивадзе, В. П. Соловьёв-Седой, М. И. Чулаки, Г. М. Чеботарян (1918–1998); дирижёры – Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев; музыковеды – А. Н. Должанский, Т. С. Бершадская (1921–2021).
После начала Великой Отечественной войны в 1941 г. эвакуирован в Ташкент, в 1943 г. – в Ереван. В 1943–1949 гг. преподавал в Ереванской консерватории, заведовал сектором истории и теории искусств Академии наук Армянской ССР. В 1949 г. вернулся в Ленинград.
Автор статей, посвящённых вопросам теории музыки (теория лада, полифония). Изучал традиционную музыку Востока, европейские полифонические стили. В книге «Вопросы истории и теории армянской монодической музыки» (1958) исследовал процесс зарождения и развития армянской монодии, выявил её локальные разновидности. Вёл музыкально-критическую деятельность. Выступал в качестве редактора сборников и музыковедческих трудов («Этнографический сборник» Комитаса, 1950; «Теоретические основы гармонии» Ю. Н. Тюлина и Н. Г. Привано, 1956; «Основные композиционные закономерности русской народной крестьянской песни» Т. С. Бершадской, 1961, и др.).
Член правления Союза композиторов СССР.
Среди сочинений: Пассакалия и фуга фа-диез минор для органа (1924, экзаменационная работа; посвящена И. А. Браудо, высоко оценившему произведение; ныне входит в репертуар многих органистов), Соната для виолончели соло (1936), 10 хоров a cappella на армянские народные темы (1922–1939). Писал музыку к драматическим спектаклям
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1938), орденом «Знак Почёта» (1945).
В честь композитора названа Ереванская школа искусств имени Христофора Кушнаряна.
Дочь – Каринэ Христофоровна Кушнарёва (1922–2006), археолог, специалист по истории Южного Кавказа.