Холопов Юрий Николаевич
Холо́пов Ю́рий Никола́евич (14.8.1932, Рязань – 24.4.2003, Москва), российский музыковед и педагог, заслуженный деятель искусств РФ (1995). Доктор искусствоведения (1977).
Научная деятельность
В 1954 г. окончил Московскую консерваторию по классу И. В. Способина, в 1960 г. – аспирантуру при ней под руководством С. С. Богатырёва.
Основные области научных интересов: гармония, музыкальная форма, история научной мысли о музыке – от Аристоксена до П. Н. Мещанинова.
Особенно ценна холоповская концепция универсальной гармонии, которая зиждется на аксиоме некоррелятивности основных принципов лада – модальности и тональности, на теории родов интервальных систем, на расширенной трактовке ладовых функций как системного значения звуков и созвучий. Эти и некоторые другие новаторские принципы, выводящие науку о гармонии за пределы мажора и минора, позволили Холопову рационально объяснять звуковысотную структуру музыки «доклассических» эпох («модальные функции» в григорианском хорале и знаменном распеве и др.), традиционной неевропейской музыки.
Наиболее широко Холоповым разработана область гармонии 20 в. (среди трудов: «Очерки современной гармонии», 1966–1967, публикация 1974; 2-й том книги «Гармония. Практический курс», 2005; ряд статей 1960–2000-х гг.). Учёный органично вписал её в общую эволюцию звуковысотных систем. Для этой цели он стремился, с одной стороны, к осмыслению и формулированию гармонических универсалий, а с другой – к поиску научного метода, который позволял бы видеть воплощение этих универсалий в звуковысотных структурах конкретных сочинений на любом уровне детализации и с учётом многообразия современных гармонических языков.
Новаторская для музыковедения методология Холопова выросла под влиянием неоплатонических идей, которые он почерпнул, в частности, из трудов А. Ф. Лосева и из опыта личного общения с философом. Отсюда следуют предложенный им универсальный алгоритм гармонического анализа: элементы → их свойства → проистекающие из них связи → система, а также понятие центрального элемента (ЦЭ) системы. Этот фундамент позволил Холопову выработать собственное учение о современной гармонии, избирательно и своеобразно синтезирующее подходы Х. Римана, Г. Шенкера, А. Шёнберга, Г. Эрпфа (в оригинале нередко противоположные), и сформулировать «общие законы гармонии 20 века» (Холопов. 2005. С. 4): 1) свобода диссонанса, 2) 12‑ступенность звуковой системы (на основе равномерно темперированной октавы) и 3) формирование отношений системы на основе свойств избранного композитором центрального элемента. В рамках универсальной концепции гармонии Холопов также разработал ряд важных понятий: «состояния тональности», «новая тональность», «неомодальность» и др.
Значителен вклад Холопова в учение о музыкальной форме, которое он вернул к классической функциональной теории формы (А. Б. Маркс, Л. Бусслер) – основе образования русских композиторов в досоветское время («Введение в музыкальную форму», опубликовано в 2006; фрагменты неоконченной книги «Музыкальные формы», статьи разных лет, посвящённые формам классической традиции, вошли в издание «Музыкальные формы классической традиции», 2012). Принципиально важным для холоповской концепции классической музыкальной формы стало развитие идеи структурных уровней гармонии: законы однотонального музыкального синтаксиса («римановские» метрические функции в рамках восьмитакта) на более высоком уровне формообразования уступают место двум основополагающим факторам – тематизму и модуляции, которые служат критериями систематики музыкальных форм (восхождение от песенных форм через 5 форм классического рондо к сонатной форме). Обновление учения о классической музыкальной форме у Холопова отчасти было инспирировано работой над наследием А. фон Веберна, в том числе подготовкой перевода и издания его лекций о форме. Лекции опубликованы в 2020 г. с дополнением в виде авторской главы Холопова, составленной из недостающих (по его мнению) тем для завершения курса по методу Веберна.
Стремясь к большей точности и предметности научного знания, Холопов предложил ряд новых терминов (сонор, конкорд, модализм, микрохроматика, текстомузыкальная форма, метрическая экстраполяция, рыхлая тональность, симметричные лады, ретроспективный синтез лада и др.), а также интегрировал иноязычные термины (диеса, метабола, энармоника, форма бар, реперкуссия, атакта и др.).
Нововведения Холопова при его жизни оценивались неоднозначно: стремление реформировать устаревшую методологию, отказаться от отношения к музыке лишь как к объекту чувственного восприятия, которое «неподвластно» пунктуальному и системному анализу, одни с воодушевлением поддерживали, а другие категорически отвергали. Негативной была реакция старой школы советских музыковедов, обвинявших Холопова в «преклонении» перед немецкой моделью научного знания и даже в «формализме». В публичном пространстве, например, появились «дискуссионные» статьи В. Дж. Конен и Д. В. Житомирского в «Советской музыке» («Задача первостепенной важности» и «Спорные вопросы анализа» в рубрике «Музыкознание как социальная, гуманитарная наука»; Конен. 1977; Житомирский. 1977); ответ на них Холопову позволили напечатать в том же журнале лишь через 11 лет (см. Холопов. 1988). Тем не менее многие его новации – особенно в области гармонии – в 21 в. прочно вошли в обиход отечественной науки и педагогической практики.
Холопов известен также как автор, соавтор и инициатор публикаций, посвящённых творчеству композиторов 20 в., в том числе современников, и направленных на его эстетическое, историческое, музыкально-теоретическое осмысление и признание в советской России.
Опубликовано около 800 работ Холопова (в том числе посмертно).
Педагогическая деятельность
С 1960 г. Холопов преподавал в Московской консерватории (профессор с 1983), одновременно в 1962–1980 гг. – в Музыкальном училище при Московской консерватории, до 1991 г. – в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.
Радикально обновил вузовский курс «Музыкально-теоретические системы» и разработал проект нового курса – «Теория современной композиции». На основе многолетней педагогической практики впервые в России он создал спецкурс гармонии, обозревающий её в исторической перспективе – от греческой Античности до новейших произведений западных и отечественных композиторов. Старинные артефакты рассматривались Холоповым в этом курсе не как несовершенные «предвосхищения» гармонической тональности, а как самодостаточные и полноценные феномены звуковысотной структуры.
Научная школа Холопова насчитывает свыше 80 человек, среди которых – несколько поколений музыковедов разной специализации (в том числе 15 докторов и 38 кандидатов искусствоведения).
Государственная премия РСФСР в области музыкального искусства (1990, за книгу «Гармония. Теоретический курс»).
Память
Ежегодно в Московской консерватории проводится студенческая научная конференция Musica theorica, учреждённая Холоповым в 1994 г. В консерватории проходят Всероссийский конкурс по теории, истории музыки и композиции имени Ю. Н. Холопова (с 2007, ежегодно) и международный фестиваль «Музыкальные миры Ю. Н. Холопова» (в его рамках – научная конференция; проводился трижды, в 2002, 2012 и 2022). В честь юбилейных дат регулярно выходят сборники трудов разных лет, публикуются материалы из архива, воспоминания и статьи коллег и учеников. В 2022 г. в Рязанском музыкальном колледже прошла Всероссийская конференция «Холоповские чтения».
Свердловской киностудией снят документальный фильм о Холопове «Рыцарь науки» (2010).
Основанный в 2003 г. мемориальный веб-сайт содержит подробный список всех публикаций Холопова, многие из них доступны там же в электронном формате.