Марпург Фридрих Вильгельм
Ма́рпург Фри́дрих Вильге́льм (Friedrich Wilhelm Marpurg) (21.11.1718, имение Зехоф в Вендемарке, округ Штендаль, ныне земля Саксония-Анхальт – 22.5.1795, Берлин), немецкий музыкальный критик, теоретик и композитор.
Представитель берлинской школы. В 1746–1749 гг. жил в Париже, где сблизился с Вольтером, Ж. Л. Д’Аламбером и другими французскими просветителями, а также с Ж.-Ф. Рамо. Вернувшись в Берлин, поступил на государственную службу. Был другом Г. Э. Лессинга и И. И. Винкельмана. Издавал музыкальную периодику: «Der critische Musicus an der Spree» (1749–1750), «Historisch-kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik» (1754–1762 и 1778) и «Kritische Briefe über die Tonkunst» (1760–1764). В трактате «Сочинение фуги согласно правилам и образцам лучших немецких и иностранных мастеров» («Abhandlung von der Fuge nach den Grundsätzen und Exempeln der besten deutschen und ausländischen Meister», Tl 1–2, 1753–1754) дал высокую оценку полифоническому искусству И. С. Баха. Написал предисловие ко 2-му изданию его «Искусства фуги» (1752; рус. пер. в книге: Вязкова Е. В. «"Искусство фуги" И. С. Баха». М., 2006. С. 43–45), где связал упадок полифонии в середине 18 в. с устранением из музыки «мужского» начала в пользу «женственной» кантилены, характерной для галантного стиля.
Композиторскую практику позднего барокко обобщил в «Руководстве по генерал-басу и композиции» («Handbuch bey dem Generalbasse und der Composition», Tl 1–3, 1755–1758). Содействовал распространению в Германии учения о гармонии Рамо в популярном изложении Д’Аламбера, чью книгу «Элементы теоретической и практической музыки согласно принципам господина Рамо» (1752) в 1757 г. перевёл на немецкий язык. Большое внимание уделял музыкальной темперации (выступил сторонником равномерно темперированного строя). Изучал закономерности гармонического развития в речитативах. В русле просветительских идей 18 в. отстаивал «понятность» и действенный характер музыки. Создал ряд учебных пособий по исполнительству (на клавире и др.), исследовал историю органа. Автор клавирных сонат, клавесинных и органных пьес, духовных и светских песен.