Прокунин Василий Павлович
Проку́нин Васи́лий Па́влович [16(28).1.1848, село Сосновка, Моршанский уезд, Тамбовская губерния, ныне посёлок Сосновка, Сосновский район, Тамбовская область – 1(14).5.1910, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище, могила утрачена в 1930-е гг. в ходе реконструкции кладбища], российский композитор, пианист и педагог, собиратель и исследователь русской народной музыки.
Отец – Павел Диомидович Прокунин, из купеческого рода, владелец купоросного завода в селе Сосновка. Мать – Юлия Павловна Прокунина, урождённая княжна Голицына (собственница части имения при Сосновке). Первоначальное образование В. П. Прокунин получил дома, его учителем музыки был Т. Граверт.
Около 1861 г. В. П. Прокунин переехал в Москву и поступил в частный пансион Циммермана (бывший пансион Эннеса), начав обучаться музыке у А. И. Виллуана, позднее у пианиста Леона Оноре (1818–1874). По окончании пансиона поступил на юридический факультет Московского университета. После смерти отца (1872) оставил университет и поступил в Московскую консерваторию, где обучался по классу фортепиано у Н. С. Зверева и Н. Г. Рубинштейна, по теоретическим предметам у П. И. Чайковского и Н. А. Губерта, по истории музыки у Н. Д. Кашкина и Д. В. Разумовского. В 1877 г. завершил курс обучения в консерватории, однако диплома не получил, не явившись на итоговый экзамен по композиции («свободному сочинению»).
Первые произведения В. П. Прокунина появились в печати ещё до его поступления в консерваторию: в 1871 г. были изданы романсы на стихи А. Ф. Мерзлякова («Среди долины ровныя»), А. С. Пушкина («Ночной зефир струит эфир»), А. В. Кольцова («В поле ветер веет», «Светит солнышко», «Лес», «Бегство»), М. Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу»). Прокунин продолжал сочинять до 1902 г., однако многие из его рукописей утрачены, например, подготовленные к печати романсы и песни были утеряны самим автором (забыты в поезде) в 1907 г. Одна из его работ – переложение для фортепиано «Итальянского каприччио» П. И. Чайковского, просмотренное и одобренное композитором, – опубликована только в 2020 г.
Избрание фольклористики в качестве одной из основных областей деятельности совпало со временем появления первых композиторских опусов. Намеченная на лето 1871 г. фольклорная экспедиция профессоров Московской консерватории П. И. Чайковского, Н. Д. Кашкина и Г. А. Лароша (с целью сбора материалов для музыкально-фольклорного раздела Политехнической выставки в Москве в 1872) не состоялась из-за отсутствия финансирования. Вместо этого по заданию Чайковского В. П. Прокунин осуществил слуховую запись народных песен в Моршанском уезде Тамбовской губернии – в родной Сосновке и соседнем селе Кулеватово (Спасском), имении князей Давыдовых. Поездка Прокунина, знакомого с местной крестьянской песенной традицией и фиксировавшего народные напевы с 10-летнего возраста [со слов племянницы, Г. А. Прокуниной (Российский национальный Музей музыки. Ф. 149. Ед. хр. 9)], оказалась весьма результативной. По её итогам был составлен и издан в 2 частях сборник гармонизаций 65 народных песен, записанных преимущественно в Тамбовской, а также Рязанской и Московской губерниях.
Сборник, содержащий напевы, записанные непосредственно от крестьян на местах поселения, был во многом новаторским. Его высоко ценили как современники (П. И. Чайковский, Н. М. Лопатин, Ц. А. Кюи), так и исследователи более позднего времени (В. М. Беляев, Е. В. Гиппиус). С. Л. Толстой писал о гармонизации В. П. Прокуниным народных напевов: «Может быть гармонизации первого сборника Прокунина не удовлетворили бы современного знатока русской песни... Но для своего времени обработка Прокунина, особенно в сравнении с гармонизациями [К. П.] Вильбоа и [А. И.] Дюбюка, с одной стороны, и гармонизациями Римского-Корсакова – с другой стороны, несомненно была шагом вперед» (Толстой. 1926. С. 75). Стиль обработок Прокунина отмечал и Б. В. Асафьев: «Напевы песен поддержаны в сопровождении типичными для эпохи интонациями городского мещанского романса и песни, а также интонациями уличного фольклора. Это, так сказать, тип реалистической гармонизации, по всей вероятности, инстинктивно найденной» (Асафьев Б. В. Русская музыка от начала XIX столетия. Москва ; Ленинград, 1930. С. 112).
Безусловная новизна сборника заключалась в том, что 5 песен были даны в двухголосном изложении, сохранившем, по замечанию Н. М. Лопатина, «всю своеобразность народной вторы, что впервые появилось в нашей нотной литературе» (Лопатин. 1956. С. 76).
Сборник В. П. Прокунина оказался востребованным русскими композиторами. В разные годы народные мелодии из него заимствовали П. И. Чайковский, А. Т. Гречанинов, С. И. Танеев, И. Ф. Стравинский.
В 1880-е гг. преподавал в школе Н. А. Муромцевой, с 1890-х до начала 1900-х гг. – в Московском Николаевском сиротском институте. Давал частные уроки и «в скором времени приобрёл известность как преподаватель фортепианной игры и теории музыки» ([В. П. Прокунин. Некролог] // Голос Москвы. 1910. № 100. С. 5. Среди самых известных учеников – С. Л. Толстой и А. Б. Гольденвейзер. Последний писал в своих воспоминаниях: «Василий Павлович занимался со мной с большим вниманием. Он воспитал во мне хороший музыкальный вкус. Прокунину я обязан знакомством и любовью к русской народной песне, с которой он был так тесно связан...» (Гольденвейзер А. Б. Воспоминания. Москва, 2009. С. 180). Согласно семейному преданию, портрет Прокунина украшал некогда один из классов Московской консерватории, и возможно, инициатива размещения портрета принадлежала именно Гольденвейзеру (сообщил в устной беседе А. В. Прокунин, правнук Александра Павловича Прокунина, брата композитора).
1880-е гг. ознаменованы работой В. П. Прокунина над капитальным трудом – «Сборником лирических русских песен», подготовленным совместно с Н. М. Лопатиным. Литературная часть (характеристика песенных сюжетов) была выполнена Лопатиным, а музыкальная (гармонизации мелодий) – Прокуниным. С. Л. Толстой рассказывал об их сотрудничестве: «…они отлично дополняли друг друга. Насколько Лопатин был горяч, порывист и необуздан в своих увлечениях, настолько Прокунин был хладнокровен и медлителен. Они стали вдвоём записывать песни, для чего нередко вместе ездили в центральные губернии; Лопатин записывал текст, Прокунин – мелодию, причём Лопатин помогал ему напеванием песни» (Толстой. 1926. С. 70).
Подготовка сборника была начата в 1883 г. и в рукописи завершена в 1885 (1886) г., но издание осуществлено лишь в 1889 г., когда составителям удалось найти средства. Сборник открыл новый этап в отечественной фольклористике, став первым нотным изданием народных песен одного жанра, с представлением местных вариантов песенных сюжетов. Он горячо приветствовался современниками, увидевшими в нём «новый путь, на который начинает вступать русская этнография» (Степович А. [Рецензия] // Киевская Старина. 1889. Т. 27, ноябрь. С. 461. Рец. на кн.: Лопатин Н. М. и Прокунин В. П. Сборник русских народных лирических песен. 2 части, Москва, 1889). Своё научное значение сборник сохраняет и поныне.
В начале 1890-х гг. В. П. Прокунин был вовлечён в ещё один проект, инициированный Лопатиным, – «Сборник русских солдатских песен, предназначенный для военно-учебных заведений и полков Н. М. Лопатина. Положение песен для хора с фортепиано В. П. Прокунина». Однако сохранился только титульный лист сборника и черновик предисловия к нему Лопатина, датированный 1891 г.
В 1897 г. В. П. Прокунин вошёл в состав Комиссии народной музыки при Этнографическом отделе Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (вместе с С. И. Танеевым, А. Н. Корещенко и С. В. Смоленским), а в 1902 г. избран членом новой Музыкально-этнографической комиссии при Обществе. В том же году Прокунин перенёс кровоизлияние в мозг и почти полностью прекратил музыкальную деятельность, живя на пенсию, выдаваемую Николаевским институтом.
Жена (с 1878) – Елизавета Иосифовна Станкевич (ум. 1918), племянница Н. В. Станкевича.
Из четверых детей (три дочери и сын) профессионально музыкой занималась Екатерина Васильевна – пианистка, педагог, преподаватель немецкого языка. Василий Васильевич (1887–1951) наряду с музыкальными имел литературные и лингвистические наклонности: он оставил ряд прозаических и стихотворных сочинений, знал 17 языков, работал переводчиком.