Марциан Капелла
Марциа́н Капе́лла (Martianus Capella), римский писатель-энциклопедист 5 в.
Биографические сведения крайне скудны. Предположительно жил в Карфагене, где зарабатывал на жизнь, оказывая юридические услуги. Известен как автор объёмного трактата «Бракосочетание Филологии и Меркурия» («De nuptiis Philologiae et Mercurii»; заголовок неаутентичный) в форме прозиметра, представляющего собой энциклопедию семи свободных искусств. Традиционной считается датировка между 410 и 439 гг. Некоторые исследователи считают, что книга написана в 470-е гг. (Д. Шанцер) или в 496–523 гг. (С. Гребе). В аллегорическом введении (книги 1–2) Аполлон сватает Меркурию (здесь – богу красноречия) деву Филологию, которая выступает как высшее воплощение учёности (virgo doctissima); её приданым служат 7 девиц (virgines dotales) – персонификаций свободных искусств: Грамматика, Диалектика, Риторика, Геометрия, Арифметика, Астрономия, Гармония (олицетворяющая гармонику – науку о музыке). Речи этих девиц, представляющих (в указанном порядке) каждая свою науку, составляют главное содержание труда (книги 3–9). Тексты носят характер компиляций, иногда противоречивых и весьма пёстрых; точные прототипы некоторых из них (диалектики, риторики, астрономии) не прослеживаются, что делает свидетельства Марциана Капеллы уникальными. Геометрия в географической части опирается на Плиния Старшего; в остальном – на Евклида. Арифметика делится на числовую символику (трактуемую в неоплатоническом ключе наподобие Ямвлиха) и собственно арифметику (по Евклиду и Никомаху, впрочем, без прямого упоминания последнего). Астрономическая модель Марциана Капеллы традиционно геоцентрическая, за исключением Венеры и Меркурия, которые у писателя вращаются вокруг Солнца. Часть гармоники восходит к Аристиду Квинтилиану (трактат «О музыке», 3 в.); другая часть (неустановленного происхождения) впервые излагает ассимилированную римскую музыкальную теорию (возможный источник – Альбин).
На протяжении Средних веков, начиная с эпохи «Каролингского возрождения», энциклопедия Марциана Капеллы имела широчайшее хождение (сохранилась более чем в 200 рукописях), осмысленная как дидактически удачное изложение дисциплин тривия и квадривия. Комментарии к тексту оставили Иоанн Скот Эриугена, Ремигий Осерский, Мартин Лаонский (Скотт) и др.; в 10 в. был сделан первый (частичный) перевод с латыни Ноткером Губастым. Трактат сохранял значение и в эпоху Возрождения (впервые издан в Виченце, 1499). В 1543 г. Н. Коперник (в книге 1 трактата «О вращениях небесных сфер») упомянул астрономическую модель Марциана Капеллы как предтечу своей гелиоцентрической теории.