Фуга
Фу́га (лат., итал. fuga, буквально – бег), форма полифонической музыки, содержащая имитационное экспонирование индивидуализированной темы и её дальнейшие проведения в разных голосах – в различных контрапунктических и тонально-гармонических условиях.
Фуга базируется на комбинировании 5 элементов: тема, ответ, противосложение, интермедия и стретта. Тема проводится в первом из вступающих голосов. На протяжении 17 в. фуга вбирала в себя разные типы мелодики, включая оперную, народно-песенную. Итоговым качеством стала концентрированность полифонического тематизма у И. С. Баха (далее без указания композитора – примеры из его музыки). В классических фугах различаются темы однородные [Фуга до минор из 2-го тома «Хорошо темперированного клавира» (далее ХТК)] и контрастные (состоят из ядра и развёртывания с кадансом: фуга из цикла Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564).
Для классического типа фуги характерны тонально-функциональная определённость; возможны модуляция в тональность доминанты (Фуга си минор из 1-го тома ХТК) и отклонения в тональности доминанты и субдоминанты (Фуга фа-диез минор из 1-го тома ХТК), наличие скрытых голосов (Фуга до минор из 1-го тома ХТК). Тему, если она заканчивается до вступления ответа, связывает с последним кодетта (Фуга ми-бемоль мажор из 1-го тома ХТК). В фугах 20 в. темы могут иметь другие свойства и строение, пересматриваются ладогармонические нормы (далёкие модуляции, использование других ладов, помимо мажора и минора, и т. д.).
Интермедии связывают части формы фуги и проведения темы внутри частей; фуги без интермедий редки (Фуга до мажор из 1-го тома ХТК); они часто основаны на материале темы или противосложения, реже встречается самостоятельный материал (Фуга для скрипки соло до мажор BWV 1005). Характерные виды интермедии – простая или каноническая секвенция.
Разделы фуги: экспозиционный, развивающий и завершающий. Экспозиционный раздел может быть представлен только экспозицией (проведение темы во всех голосах), экспозицией с дополнительными проведениями темы либо экспозицией и последующей контрэкспозицией. Последняя складывается из дополнительных проведений во всех голосах; она была характерна для фуг 17 в., реже встречается в сочинениях И. С. Баха и почти не употребляется в более позднее время. Интермедия, следующая за последним проведением темы, относится к экспозиционному разделу. В развивающем разделе происходит тонально-гармоническое развитие, встречаются проведения темы в неэкспозиционных тональностях; применяются другие средства – контрапунктические (сложный контрапункт, стретта) и фактурные. Признак завершающего раздела – возвращение темы в основной тональности.
Разновидности формы фуги определяются различным соподчинением экспозиционного, развивающего и заключительного разделов, а также распределением каденций. Разнообразны по форме фуги И. С. Баха: 3-частные (Фуга соль минор из 1-го тома ХТК); 2-частные (Фуга до минор из 2-го тома ХТК), в том числе сходные с барочными 2-частной и сонатной формами. Фуги 2-й половины 18–19 вв. часто имеют признаки современных им гомофонных форм и жанров, среди которых – сонатная форма (С. Франк, С. И. Танеев; см., например, сочетание сонатной формы с четверной фугой в финальном хоре кантаты «По прочтении псалма» Танеева), фантазия (в органной фуге на тему B-A-C-H Ф. Листа). Многотемные фуги: а) с разнотемными экспозициями (И. Брамс); б) сложные (двойные, тройные), для которых обязательно контрапунктирование тем: с совместной экспозицией (темы излагаются одновременно: например, Прелюдия и фуга соль-диез минор op. 29 Танеева), с раздельными экспозициями и итоговым соединением тем (Фуга фа-диез минор из 2-го тома ХТК). Встречаются также сложные фуги с постепенным присоединением тем (Фуга до-диез минор из 1-го тома ХТК). Особые разновидности: фуга на хорал (хоральная мелодия трактуется как кантус фирмус либо разрабатывается как тема фуги: фуга из Сонаты № 3 для органа Ф. Мендельсона), каноническая фуга (в 2 голосах проводится конечный канон).
Фуга применяется как форма самостоятельного инструментального произведения, со 2-й половины 17 в. она объединялась с прелюдией, фантазией, токкатой (И. С. Бах создал циклы, традиция которых была возрождена в 20 в. П. Хиндемитом, Д. Д. Шостаковичем и др.). Фуга в качестве части может включаться в мессу, ораторию, кантату (Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, С. И. Танеев), в 19–20 вв. – в оперу. Фуга может быть частью сонаты, сонатно-симфонического цикла, сюиты, раздела увертюры, формой отдельной вариации в цикле вариаций.
Исторически фуга складывалась в 17 в. как инструментальная форма; ей предшествовали каприччио, токката, канцона, ричеркар (от последнего – трактовка индивидуализированной темы, стреттная техника). Классический тип темы сложился в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. У композиторов венской классической школы фуга испытала влияние гомофонных форм, в редких образцах 19 в. отразилась эстетика романтизма (Фантазия и фуга на тему B-A-C-H Ф. Листа).
Возрождение интереса к фуге пришлось на 20 в. (П. Хиндемит, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин и др.).