Контрапункт
Контрапу́нкт (нем. Kontrapunkt, от лат. punctus contra punctum – точка против точки), 1) одновременное сочетание двух и более самостоятельных мелодических линий в разных голосах.
Термины «контрапунктирование», «контрапунктическое соединение» обозначают взаимосвязь развитых и автономно движущихся голосов, их согласование по высоте (гармоническое) и по времени (метроритмическое), соотнесение по сходству (например, в каноне) или контрасту (в кводлибете). Даже при отсутствии мелодического контраста для контрапункта специфично противопоставление голосов: комплементарная ритмика (с использованием выдержанных звуков), косвенное и противоположное движение голосов, несовпадение акцентов (в том числе синкопы), кульминаций, вступлений и каденций, индивидуализация тембров. Если при повторении контрапунктического соединения меняется соотношение голосов, контрапункт называется сложным. Нормы контрапунктирования неодинаковы в разных музыкальных стилях.
2) Контрапунктирующий голос, присочиняемый к данному, обычно ведущему (например, противосложение к ответу в фуге).
3) Область музыкального искусства; то же, что полифония.
4) Название музыкального произведения, в котором преобладает сложная контрапунктическая техника – преобразования и перестановки тем («Искусство фуги» И. С. Баха; № 11, 19 из «Полифонической тетради» Р. К. Щедрина).
5) В певческой практике и музыкальной теории европейского Средневековья и Возрождения обозначение коллективной импровизации, чаще на основе одного нотированного голоса (тенора).