Стасов Владимир Васильевич
Ста́сов Влади́мир Васи́льевич [2(14).1.1824, Санкт-Петербург – 10(23).10.1906, там же], российский художественный и музыкальный критик, историк искусства, почётный член Петербургской академии наук (1900), тайный советник (1884). Дворянин. Сын В. П. Стасова. Окончил петербургское Училище правоведения (1843), служил в Межевом департаменте (1843–1848) и Департаменте герольдии (с 1848) Сената, Министерстве юстиции (1850–1851).
С 1847 г. обратился к художественно-критической деятельности (в журнале «Отечественные записки»). В 1848 г. за связь с петрашевцами отстранён от работы в журнале и подвергся кратковременному заключению в Петропавловскую крепость. В 1851–1854 гг. секретарь А. Н. Демидова, князя Сан-Донато (из рода Демидовых); жил преимущественно в Италии, где работал в библиотеках и архивах. С 1856 г. сотрудничал в Императорской публичной библиотеке (ныне РНБ; под руководством барона М. А. Корфа участвовал в сборе материалов по истории царствования императора Николая I); с 1872 г. заведовал там художественным отделением; постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал и публиковал рукописное наследие русских деятелей искусства, в том числе письма М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. Н. Серова (несмотря на разрыв с ним в 1860-х гг.) и др. В 1861–1864 гг. редактор «Известий Императорского археологического общества». Одновременно состоял при Втором отделении Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (1863–1882).
Опираясь на принципы эстетики русских революционных демократов (В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского), Стасов был апологетом реалистического искусства, демократизации художественной жизни и непримиримым противником как академизма, так и новейших течений в изобразительном искусстве. Активно поддерживал творческие искания Артели художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Идеолог «Могучей кучки» (ему принадлежит само это название), принимал живое участие в творческих планах А. П. Бородина (инициировал замысел оперы на сюжет «Слова о полку Игореве») и М. П. Мусоргского (подсказал ему сюжет «Хованщины»). С 1880-х гг. участвовал в собраниях Беляевского кружка, фактическим главой которого был Н. А. Римский-Корсаков. Был открыт всему новому в русской музыке, имел репутацию «ловца талантов» (поддерживал А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина).
Посвятил многочисленные статьи и монографии творчеству К. П. Брюллова, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, Н. Н. Ге, И. Е. Репина, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, мастерам исполнительского искусства (в том числе О. А. Петрову, А. Г. Рубинштейну), также вопросам археологии, истории, фольклористики и др.
Несмотря на известную односторонность своих взглядов на искусство, недооценку некоторых выдающихся художественных явлений (например, творчества П. И. Чайковского, мастеров «Мира искусства» и др.) и важности профессионального музыкального образования, Стасов внёс существенный вклад в разработку важнейших вопросов отечественной эстетики.