Каратыгин Вячеслав Гаврилович
Караты́гин Вячесла́в Гаври́лович [5(17).9.1875, Павловск Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии, ныне в составе Пушкинского района Санкт-Петербурга – 23.10.1925, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский музыковед, музыкальный критик, композитор. Один из крупнейших представителей русской музыкально-критической мысли начала 20 в.
Из семьи военного инженера, литератора Г. В. Каратыгина (ум. 1901). Обучался игре на фортепиано у матери, Софьи Александровной Кашиной (1849–1911), выпускницы Санкт-Петербургской консерватории. В 1898 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, тогда же сблизился с Н. А. Римским-Корсаковым и другими представителями Беляевского кружка (по композиции занимался у Н. А. Соколова). Выступал в домашних камерных концертах, играя на альте. Совместно с И. И. Крыжановским, В. Ф. Нувелем и А. П. Нуроком организовал в Санкт-Петербурге «Вечера современной музыки» (1901–1912).
С 1906 г. выступал в качестве музыкального критика в газете «Товарищ», журналах «Золотое Руно» и «Весы», в 1907–1917 гг. был музыкальным сотрудником газеты «Речь», одновременно выступал в журналах «Ежегодник императорских театров» (1909–1914), «Аполлон» (1909–1914), «Театр и искусство» (1909–1915, под псевдонимом Черногорский), «Северные записки» (1913–1916), «Музыкальный современник» (1915–1917), «Жизнь искусства» (1921–1924) и др.
Как композитор В. Г. Каратыгин был связан с Драматическим театром В. Ф. Комиссаржевской (музыка к спектаклям «Франческа да Римини» Г. Д’Аннунцио, 1908; «Чёрные маски» и «Анатэма» Л. Н. Андреева, 1909; «Саломея» О. Уайльда, не поставлен) и другими драматическими театрами. Автор камерно-вокальных и фортепианных сочинений. Среди крупных композиторских работ – обработка народных песен для сценического представления «Обряд русской свадьбы» (1922–1923, совместно с В. Н. Всеволодским-Гернгроссом).
Преподавал в разных учебных заведениях Санкт-Петербурга (Петрограда). Среди них: Музыкально-драматические курсы Е. П. Рапгофа (1915), Николаевский сиротский институт (1915–1918), Первый музыкальный техникум имени М. И. Глинки, Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова. С 1916 г. преподавал в Петроградской (с 1924 Ленинградской) консерватории (с 1919 профессор кафедры истории музыки), с 1919 г. профессор и действительный член Института истории искусств в Петрограде. Был одним из организаторов и активных деятелей «Кружка друзей камерной музыки», член Художественного совета Петроградской филармонии (с 1924 Ленинградской), председатель редколлегии издательства «Тритон», выступал с лекциями перед массовой аудиторией.
Автор более 1000 статей и очерков, посвящённых вопросам истории и теории музыки, источниковедения, музыкальной эстетики, музыкальной критики, музыкального образования. Автор труда «Учение об основных элементах музыки» (1925, не окончено), в котором уделял большое внимание вопросам психологии. Как музыкальный критик В. Г. Каратыгин пропагандировал творчество А. Н. Скрябина (особенно позднего периода), С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, М. О. Штейнберга, К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, А. Шёнберга и др. Из композиторов прошлого особое внимание уделял И. С. Баху. Значительны заслуги Каратыгина в изучении жизни и творчества М. П. Мусоргского. Он подготовил к печати неизданные произведения композитора, в том числе отрывки из опер «Саламбо» и «Сорочинская ярмарка», отдельные фортепианные пьесы и романсы.
Как исследователь-фольклорист В. Г. Каратыгин записал несколько былинных напевов с голоса М. Д. Кривополеновой.