Лессинг Готхольд Эфраим
Ле́ссинг Го́тхольд Э́фраим (Gotthold Ephraim Lessing) (22.1.1729, Каменц, Верхняя Лужица, ныне земля Саксония – 15.2.1781, Брауншвайг), немецкий драматург, теоретик искусства, литературный критик, публицист.
Родился в семье пастора. Изучал теологию в Лейпцигском университете (1746–1748), медицину в университете Виттенберга (1748; 1751–1752). С 1748 г. жил в Берлине, где в 1751–1755 гг. сотрудничал с газетой Vossische Zeitung. В 1754–1758 гг. издавал журнал Theatralische Bibliothek («Театральная библиотека») в Лейпциге. В 1760–1765 гг. служил секретарём губернатора Силезии, прусского генерала Ф. Б. фон Тауэнцина в г. Бреслау (ныне Вроцлав). В 1767–1769 гг. ведущий драматург Национального театра в Гамбурге. С 1770 г. занимал должность библиотекаря герцога Брауншвайгского в г. Вольфенбюттель.
Крупнейший представитель немецкого Просвещения. Дебютировал классицистической комедией в духе И. К. Готшеда «Молодой учёный» («Der junge Gelehrte», поставлена в 1748, издана в 1754), за которой последовали слёзные комедии «Евреи» («Die Juden», поставлена в 1749, издана в 1754) и «Вольнодумец» («Der Freigeist», поставлена в 1749, издана в 1755), сборник анакреонтической поэзии «Безделки» («Kleinigkeiten», 1751). Автор первой немецкой мещанской драмы «Мисс Сара Сампсон» («Miß Sara Sampson», поставлена и издана в 1755).
В 1758 г. совместно с К. Ф. Николаи и М. Мендельсоном основал литературный журнал Briefe, die neueste Literatur betreffend («Письма о новейшей литературе», 1759–1765), в котором развернул полемику против французского классицизма и его немецкого последователя Готтшеда.
В трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» («Laokoon, oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie», 1766) выступил оппонентом популярной в 18 в. теории поэзии как «говорящей живописи», показав принципиальное различие поэзии и изобразительных искусств: поэзия представляет «действия» (события во времени), а изобразительные искусства – «тела с их видимыми свойствами» (предметы в пространстве); выразительные возможности поэзии шире – ей «доступны такие красоты, каких никогда не достигнуть живописи» (в отличие от последней, поэзия может изображать и безобразное без ущерба для эстетического чувства – например, кричащий от боли Лаокоон у Вергилия).
В цикле театральных рецензий «Гамбургская драматургия» («Hamburgische Dramaturgie», Bd. 1–2, 1767–1769), подытожившем опыт борьбы Лессинга против засилья французских пьес в репертуаре Гамбургского национального театра, предложил программу создания немецкой национальной драматургии. Лессинг критикует барочную «трагедию мученичества» (Märtyrerdrama), отдаёт предпочтение У. Шекспиру перед Вольтером, рассматривает трагедию как средство нравственного воспитания. Из аристотелевского понимания катарсиса элиминировал понятие страха и определил трагедию в просветительском духе как «поэтическое произведение, возбуждающее сострадание». Взамен классицистических трёх единств выдвинул принципы широко понимаемого единства действия и правдоподобия, требуя изображения правдивых, «смешанных» характеров, а не условных «героев» и «злодеев».
Теоретические взгляды Лессинга нашли воплощение в комедии характеров «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье» («Minna von Barnhelm, oder Das Soldatenglück», поставлена и издана в 1767), изображающей конфликт любви и чести на фоне событий Семилетней войны 1756–1763 гг., а также в трагедии «Эмилия Галотти» («Emilia Galotti», поставлена и издана в 1772), где героический сюжет из Тита Ливия о римлянке Виргинии и тиране Аппии Клавдии Цеке истолкован как драма бесправного положения личности в маленьком феодальном государстве.
В драматической поэме «Натан Мудрый» («Nathan der Weise», 1779), своём духовном завещании, Лессинг решительно выступил против религиозной нетерпимости. Притча о трёх кольцах (заимствована из «Декамерона» Дж. Боккаччо), рассказываемая от лица еврея Натана (его прототипом послужил М. Мендельсон), выражает идею общей для всего человечества естественной религии гуманизма, к которой восходят все мировые религии. Автор занимает примирительную позицию между религией разума и религией откровения, рассматривая Библию как исторический этап на пути к общечеловеческому «евангелию разума». В философском отношении близок Б. Спинозе – его этике «свободного человека» и идее «естественной религии».
Среди других сочинений: басни в прозе («Fabeln», Bd. 1–3, 1759; 2. Aufl., 1777), сочинения по теологии и философии морали (диалог «Эрнст и Фальк», «Ernst und Falk»; Tl. 1–2, 1778–1780; трактат «Воспитание человеческого рода», «Erziehung des Menschengeschlechts», 1780, не окончен), переводы произведений Вольтера, Детуша, Д. Дидро.
Творчество Лессинга, пронизанное духом просветительского свободомыслия, критики и полемики, было высоко оценено И. В. Гёте, И. Г. Гердером, Ф. Шлегелем; в России особый интерес к драматургу проявил Н. Г. Чернышевский.