Квитка Климент Васильевич
Кви́тка Климе́нт Васи́льевич (Квiтка Климент Васильович) [23.1(4.2).1880, Киев – 19.9.1953, Москва; похоронен на Ваганьковском кладбище], украинский и российский этномузыколог. Исследователь музыкального фольклора восточных славян, коми, а также абхазского, азербайджанского, армянского, грузинского фольклора. Заложил фундаментальные основы современного этномузыкознания и совершил ряд научных открытий. Один из крупнейших собирателей народной музыки, разработал перспективные методы экспедиционной работы; основоположник этномузыкальной педагогики.
Дата и место рождения не подтверждены документально, в автобиографическом очерке Квитка отмечал, что «родился и учился в Киеве» (Квитка. 1971. С. 24). Рано потерял отца и был передан матерью на воспитание в семью Александра Антоновича и Феоктисты Семёновны Карповых, обеспечивших ему прекрасное образование. С 7 лет обучался игре на фортепиано у частных педагогов, из которых наибольшее влияние на последующее музыкальное развитие и увлечение вопросами музыкознания оказал Л. И. Затель. В 1897 г. с золотой медалью окончил Киево-Печерскую гимназию; одновременно с занятиями в старших классах гимназии в 1895–1896 гг. учился в Музыкальном училище Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества (ныне Киевская муниципальная академия музыки имени Р. М. Глиэра) по классу фортепиано у Г. К. Ходоровского. В 1896 г. начал теоретическое изучение народной музыки, осваивая доступную специальную литературу по теме (РНММ. Ф. 275. Ед. хр. 389).
По окончании гимназии поступил на юридический факультет Киевского университета и в 1902 г. получил диплом 1-й степени. В университете дополнительно прослушал полный курс историко-филологического факультета. К этому времени относятся его первые слуховые записи народных мелодий (в Киеве, Киевской и Черниговской губерниях), а также знакомство в 1898 г. с композитором, собирателем и исследователем украинского фольклора Н. В. Лысенко и с поэтессой Лесей Украинкой.
1900-е – 1910-е гг. в биографии Квитки связаны с Грузией и Крымом: учитывая перенесённые в ранней молодости заболевания (туберкулёз лёгких и неврастения), врачи рекомендовали ему южный, предпочтительно кавказский климат. Это время отмечено работой в сфере юриспруденции, частыми сменами должностей и переездами. По окончании университета Квитка получил должность в окружном суде в Тифлисе (ныне Тбилиси). Параллельно со службой занимался самообразованием, изучая «иностранные языки, историю музыкальной фольклористики, общую этнографию и в особенности славистику, историю народов мира, общую психологию и специально психологию детскую» (Мухаринская. 1983. С. 24). В качестве пианиста-концертмейстера и хориста участвовал в деятельности местного любительского хора, дававшего бесплатные концерты.
В 1902–1903 гг. вышли первые сборники народных песен, в создании которых принял участие Квитка («Збiрник українських пiсень з нотами. Гармонiзацiя Б. Яновського». Київ, 1902; «Детские игры, песни и сказки Ковельского, Луцкого и Новоград-Волынского уездов Волынской губернии, собранный Ларисой Косач. Музыка записана К. Квиткой». Киев, 1903). Позднее сам автор охарактеризовал их как не вполне научные (РНММ. ОДЛА. Ф. 275. Ед. хр. 389).
В 1905 г. Квитка ненадолго вернулся в Киев, откуда по состоянию здоровья вскоре переехал в Ялту. В 1907–1908 гг. завершил запись народных мелодий с голоса Леси Украинки, ставшей к тому времени его женой (венчались в 1907 в Киеве). Летом 1908 г. в Ялте участвовал в организованной Лесей записи на фонограф украинских народных дум от кобзаря Гната Гончаренко (Квитка. 1973. С. 351).
С осени 1908 г. Квитка снова жил в Грузии, сначала в Тифлисе, затем (в 1910–1913) – в Кутаисе (ныне Кутаиси), где также участвовал в благотворительных концертах. После смерти жены в 1913 г. переехал в Таганрог, работал судебным следователем. С 1916 г. работал в Тифлисе в должности мирового судьи, оттуда перевёлся в Чигирин (ныне Черкасская область, Украина).
В эти годы его музыкально-этнографическая работа не носила систематического характера. Помимо двух сборников, в печати вышли первые рецензии и статьи (об украинской и армянской музыке), а итогом истекшего двадцатилетия (1897–1917) стало собрание «Народные мелодии с голоса Леси Украинки» (1917–1918) в двух выпусках и с научными комментариями. Осуществлению этого издания, вероятно, способствовало получение Квиткой новой должности: в 1917 г. он был назначен секретарём этнографической комиссии музыкального отдела Генерального секретариата образования в Киеве. Но полностью отказаться от юридической стези ему не удавалось: одновременно учёный сотрудничал с Комиссией по выработке юридической украинской терминологии в Секретариате судебных дел.
В конце 1918 г. Квитка уехал из Киева в Юзовку (ныне Донецк), устроившись счетоводом на Воскресенском руднике. Значительную часть времени посвятил упорядочиванию своих музыковедческих трудов.
В июле 1920 г. возвратился в Киев, где выступил с докладами, после чего был избран научным сотрудником Украинской академии наук, а также стал преподавателем Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского) и профессором Государственного музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко (существовал в 1918–1934). Так в его жизни начался новый период, связанный с интенсивной педагогической деятельностью (до 1927) и с исследованиями в организованном им в 1921 г. Кабинете музыкальной этнографии Всеукраинской академии наук (ВУАН; до 1933). За эти годы он осуществил огромную работу по собиранию и изучению украинской народной музыки, опубликовал около 40 научных статей, исследований, рецензий, нотных сборников, став ведущей фигурой в украинском этномузыкознании.
Квитка вспоминал, что в академии был «свободен в выборе между полевой и кабинетной работой и в выборе географического направления и целей поездок» (Квитка. 1971. С. 28). Новаторский характер имели совместные экспедиции с диалектологом Еленой Борисовной Курило (1890–1946). Подводя итоги своей собирательской деятельности в 1920-е гг., учёный отмечал: «Ко времени моего отъезда в Москву в Кабинете было накоплено более 4000 записей народных мелодий...» (Квитка. 1971. С. 28).
Слабое здоровье и значительные нагрузки к середине 1920-х гг. заставили Квитку задуматься о переменах. Ни Москва, ни Ленинград его не привлекали, хотя в 1929 г. он направил запрос о возможности получения места в Государственном институте музыкальной науки. Учитывая рекомендации врачей, учёный подыскивал должность на Кавказе, вёл переговоры с Баку.
Начавшиеся в 1930-е гг. гонения на украинскую творческую интеллигенцию [после дела «Союза освобождения Украины» (Спiлка визволення України) в 1929–1930] оставили след и в судьбе Квитки. 3 февраля 1933 г. он был арестован в Киеве как участник «"контрреволюционной организации", "ставившей целью свержение советской власти"» (Диба. 2013. С. 230). Освободившись «за отсутствием состава преступления» 23 марта 1933 г., уехал в Москву, где осенью того же года начал читать в Московской консерватории курс лекций «Музыка народов СССР». 8 февраля 1934 г. был снова арестован, осуждён по «делу славистов» (3 года лишения свободы) и направлен в Карагандинские лагеря, откуда через несколько месяцев переведён в Алма-Ату. В заключении написал научное завещание «Объяснения, поправки и самокритические замечания к работам Квитки, напечатанным в 1902–1931 гг.» (РНММ. Ф. 275. Ед. хр. 386–387).
13 апреля 1936 г. досрочно освобождён (вероятно, сыграли роль усилия консерваторских коллег) и вернулся к работе в качестве руководителя фольклорной секции Научно-исследовательского музыкального института (НИМИ) при Московской консерватории. В 1937 г. в консерватории Квитка организовал и возглавил Кабинет по изучению музыкального творчества народов СССР (ныне Научный центр народной музыки имени К. В. Квитки), где вёл интенсивную исследовательскую, полевую, педагогическую и просветительскую работу. В результате сформировалась этномузыкологическая школа, представителями которой были наследовавшие его научные методы и педагогические принципы Л. А. Бачинский, Н. М. Бачинская, А. В. Руднева, В. И. Харьков, В. М. Кривоносов, Л. В. Кулаковский.
Как исследователь Квитка соединил в себе качества эрудированного исследователя-теоретика и энтузиаста-практика. В 1937–1953 гг. организовал и провёл в Московской консерватории более 20 экспедиций и стационарных сеансов аудиозаписи. К началу 1950-х гг. аудиофонд Кабинета содержал около 5 тыс. записей музыкального фольклора разных народов.
Среди основных направлений собирательской деятельности Квитки и его сотрудников была инструментальная музыкальная культура. Результатами целенаправленных экспедиций стали около 200 записей от исполнителей на кугиклах, двойной и одинарной свирели, скрипке, жалейке, трубе, колёсной лире, кобзе и других инструментах. Важнейшие открытия – обнаружение в живом бытовании игры на русской флейте Пана (кугиклах) в Курской, Брянской областях, изучение традиций смоленских скрипачей, описание трещоток. Этноинструментоведческие исследования Квитки отличает новаторский подход, характеризующийся включением психологической и социологической проблематики. В ходе полевых исследований был поставлен и вопрос о необходимости картографирования фактов народной музыки – один из актуальнейших в современной этномузыкологии.
Другой приоритетной сферой для Квитки-собирателя были календарно-обрядовые жанры. Ещё в 1924 г. он писал: «Всю жизнь мне было очень обидно, что я мало бывал в сёлах, особенно в те времена года, когда справляются обряды с пением» (цит. по: Иваненко. 1973. С. 353). С тех пор учёный стремился «заполнить позорный для музыковедения и для истории вообще пробел – отсутствие с и с т е м а т и ч е с к и х записей обрядовых песен (календарных и свадебных) с достаточно полными и упорядоченными описаниями и изображениями» (Квитка. 1971. С. 32; разрядка дана согласно изданию).
В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве: заботился о сохранении аудиофонда Кабинета, дежурил во время бомбёжек, а с 1942 г. читал лекции, стационарно записывал народных исполнителей, продолжал интенсивную научно-исследовательскую работу.
После постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. в Кабинете по изучению музыкального творчества народов СССР были упразднены научные должности, в марте 1949 г. закрыта кафедра музыкального фольклора. Квитка расценивал последние годы своей работы как период упадка, отмечая, что в консерватории от этномузыкологов требовали «образцов, близких нашим вкусам, легче усвояемых, пригодных для "обработки"», тогда как его усилия были направлены на «разгадывание художественных вкусов изучаемых этнических групп» (Квитка. 1971. С. 33).
Как исследователь в 1940-е – 1950-е гг. Квитка работал «в стол»: последней публикацией стала статья «Об областях распространения некоторых типов белорусских календарных и свадебных песен», изданная в 1941 г. Многие из работ того периода остались незавершёнными. Сохранившиеся рукописи находятся в Научном центре народной музыки имени К. В. Квитки Московской консерватории и в Российском национальном музее музыки (список важнейших рукописных трудов опубликован в издании: Квитка. 1973. С. 381–384).
Деятельность Квитки-учёного характеризует интерес к архаическим пластам народного творчества. Бо́льшую часть его наследия составляют работы по методологии исследования жанров, до него не привлекавших должного внимания специалистов: календарных, трудовых и детских песен, дум и баллад, плачей, инструментальных образцов. Ему принадлежит ряд важнейших открытий в области происхождения и распространения архаических ладов, хроматизмов, ритмических архетипов, разработка теоретических основ историко-сравнительного изучения музыки этнически родственных народов (славянских, тюркских). Значителен его вклад в усовершенствование музыковедческой терминологии. Среди терминов, утвердившихся в научном обиходе благодаря Квитке: ангемитоника, этнофония, этномузыкознание (укр. етномузикознавство).
Квитка придавал большое значение критическому анализу источников и достижений своих предшественников и современников, неизменно выступая против «научной недобросовестности, поверхностного и легкомысленного отношения к публикуемым работам и записям народных песен» (Квитка. 1971. С. 34). В одной из статей он отмечал: «По общему правилу, описывающий [объект, явление традиционной культуры] должен помнить, что он составляет исторический документ, за который несёт единоличную нераздельную ответственность. Пользующийся историческим документом должен всегда помнить о необходимости критики этого документа» (Квитка. 2015. С. 23; подчёркнуто согласно изданию).
Один из основоположников отечественной этномузыкальной педагогики, Квитка считал традиционную музыкальную культуру предметом науки, который следует изучать исторически, и настаивал на необходимости всестороннего образования этномузыкологов на университетском уровне.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1944), орденом Трудового Красного Знамени (1946).