Сабинина Марина Дмитриевна
Саби́нина Мари́на Дми́триевна [28.8(10.9).1917, Петроград, ныне Санкт-Петербург – 1.6.2000, Москва], российский музыковед, музыкальный критик, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1989). Доктор искусствоведения (1973).
Биографические сведения
Дочь Д. А. Сабинина. Систематические занятия музыкой начала в 14 лет в Томском краевом музыкальном училище (ныне Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова), училась в классе фортепиано Б. С. Маранц (впоследствии профессор Уральской и Нижегородской консерваторий). В 1948 г. окончила с золотой медалью историко-теоретическое отделение теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, там же в 1951 г. – аспирантуру под руководством Р. И. Грубера.
В 1953–1957 гг. заведовала отделом музыкального театра и была постоянным автором журнала «Советская музыка» (ушла с должности в знак солидарности с главным редактором Г. Н. Хубовым, уволенным по идеологическим мотивам). Печаталась в журналах «Знамя», «Театр», газетах «Правда», «Советская культура» и др. Благодаря лёгкости пера, быстроте реакции на события и явления, смелости мысли приобрела широкую известность и авторитет как критик и публицист.
В 1950–1960-х гг. руководила (вместе с музыковедом Г. Л. Головинским) Народным университетом культуры, выпустила под его грифом ряд брошюр.
В 1965–1970, 1974–1981 гг. преподавала в Московской консерватории (профессор с 1978), вела курсы истории русской музыки, а также музыкальной критики по собственной методике. Читала лекции о музыкальном искусстве в Литературном институте. Как лектор отличалась живостью и выразительностью речи, личным обаянием. Под её руководством защитили кандидатские диссертации музыковеды И. В. Степанова, И. Н. Налётова.
С 1961 г. работала в Институте истории искусств (ныне Государственный институт искусствознания), с 1964 г. старший научный сотрудник.
Научная деятельность
В 1962 г. защитила кандидатскую диссертацию «"Семён Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева», в 1973 г. – докторскую диссертацию «Шостакович-симфонист: драматургия, эстетика, стиль». В 1963 г. на основе кандидатской диссертации выпустила монографию об опере С. С. Прокофьева «Семён Котко», в то время ещё не получившей официального признания и подвергавшейся критике. Исследователь трактует музыкальный театр Прокофьева как «театр композитора-режиссёра»: «Как правило, возникновение самих музыкальных образов связано у него с зрительно-моторным ощущением той или иной сцены… [и] порождает отбор тех или иных музыкальных средств» (Сабинина. 1963. С. 266–267).
В 1965 и 1976 гг. опубликовала две монографии, посвящённые симфоническому творчеству Д. Д. Шостаковича: «Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости» (о первых шести симфониях) и «Шостакович-симфонист: драматургия, эстетика, стиль» (на материале докторской диссертации).
В 1998 г. в соавторстве с Г. Л. Головинским создала монографию «Модест Петрович Мусоргский» (Сабининой написаны главы о ранних годах композитора, оперном творчестве и судьбе наследия), отдельное место в которой занимает анализ постановок опер Мусоргского – от премьеры до спектаклей 1980-х гг. В 2003 г. Р. Э. Берченко продолжил исследование этой темы в книге «Композиторская режиссура М. П. Мусоргского», посвящённой памяти Сабининой.
В 2003 г. усилиями коллег А. А. Баевой, Р. Э. Берченко и Н. Г. Шахназаровой посмертно издана книга «Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке», где Сабинина проследила тенденцию выдвижения музыки на роль одного из ведущих компонентов драматического спектакля, впервые ввела и разработала понятие «симфонизации» режиссёрской партитуры на материале постановок 1920–1930-х гг. (В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, А. Я. Таирова) и конца 1950-х – 1970-х гг. (Г. А. Товстоногова, Ю. А. Завадского, Ю. П. Любимова и др.).
В 1970–1990-х гг. Сабинина публиковалась в многочисленных научных изданиях: главы в коллективных многотомных трудах Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (в 1992–1994 Российский институт искусствознания, ныне Государственный институт искусствознания) «История музыки народов СССР» (т. 2–6, 1970–1996), «Музыка XX в.» (ч. 1, кн. 2; ч. 2, кн. 4, 1977–1984), «История русской музыки» (т. 7, ч. 1, 1994), статьи в сборниках о творчестве С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, а также о новых художественных процессах в современном оперном театре (Сабинина. 1981. С. 70–100; Сабинина. 1982. С. 19–63). Выступила редактором-составителем сборника статей «Музыкальный театр: события, проблемы» (1990).
Последние прижизненные публикации – автобиографические заметки, воспоминания и размышления о Шостаковиче (Сабинина. 1997. С. 206–220; Сабинина. 1997. С. 233–237). Посмертно опубликованы мемуарные «Зарисовки разных лет» (Сабинина. 2003. С. 20–28).
Оставила мемуарный очерк об отце в книге «Дмитрий Анатольевич Сабинин в воспоминаниях современников» (1992).