Маттезон Иоганн
Ма́ттезон Иога́нн (Johann Mattheson) (28.9.1681, Гамбург – 17.4.1764, там же), немецкий композитор, музыкальный критик, теоретик, лексикограф.
Сын сборщика налогов. В детстве обучался игре на клавесине, органе, виоле да гамба, скрипке, гобое, флейте; обладая прекрасным голосом, пел в церквах и в Гамбургской опере (с 1690; исполнял сопрановые, с 1697 теноровые партии). С 1704 г. воспитатель, с 1706 г. секретарь в доме английского посланника. Одновременно в 1715–1728 гг. капельмейстер собора Святой Марии в Гамбурге (оставил пост в связи с прогрессировавшей глухотой). С 1719 г. капельмейстер, с 1741 г. на дипломатической службе у герцога Гольштейнского.
Его опера «Клеопатра» (1704) повлияла на раннее творчество Г. Ф. Генделя, с которым Маттезон дружил (в том числе выступил как певец в его опере «Нерон» в 1705). В 1704 г. между ними произошла дуэль при постановке «Клеопатры» (из-за нежелания Генделя уступить место за клавесином Маттезону и последовавшей за этим пощёчины Маттезона), не повлиявшая, однако, на их отношения. Опера «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон» (1710, при жизни не исполнялась) – первая в истории музыки на сюжет из русской истории. Среди других музыкальных сочинений: оперы «Благородный Порсенна» (1702), «Тайные приключения Энрико IV, короля Кастилии и Леона, или Разделённая любовь» (1711; все – Гамбургская опера), оратории и пассионы (многие из них утеряны), итальянские кантаты, трио-сонаты, сочинения для клавесина, флейтовые сонаты и др.
В 1722–1725 гг. Маттезон издавал первый в Германии музыкальный журнал Critica musica («Музыкальная критика»; опубликовано 24 выпуска). Крупный вклад в музыкальную науку и эстетику 18 в. – его музыкально-теоретические трактаты «Заново открытый оркестр» («Das neu-eröffnete Orchestre», 1713), «Защищённый оркестр, или Второе его открытие» («Das beschützte Orchestre oder desselben zweite Eröffnung», 1717; содержит критику отжившей практики сольмизации), «Исследуемый оркестр, или Третье его открытие» («Das forschende Orchestre oder desselben dritte Eröffnung», 1721). Написанные в характерном для позднего барокко литературном стиле, изобилующем философско-теологическими экскурсами, они отразили новые тенденции: трактовку инструментального ансамбля как единого целого, формирование функциональных групп инструментов. Термин «оркестр» («орхестра» античного театра – «галантное» наименование всей музыки в трактатах Маттезона) именно у него приобрёл современное значение. В главном труде Маттезона – «Совершенный капельмейстер» («Der vollkommene Capellmeister», 1739; целиком включает написанный в 1737 трактат «Зерно мелодической науки», «Kern melodischer Wissenschafft») – систематизированы музыкально-теоретические знания эпохи, переходной от барокко к раннему классицизму, изложено учение о композиции в духе музыкальной риторики и теории аффектов (рус. пер. фрагментов в книге: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков. Москва, 1971).
Маттезон – автор биографического словаря музыкантов «Основания триумфальной арки…» («Grundlagen einer Ehren-Pforte, worin der tüchtigsten Capellmeister, Componisten, Musikgelehrten, Tonkünstler u. s. w. Leben, Werke, Verdienste u. s. w. erscheinen sollen», 1740). Перевёл на немецкий язык множество оперных либретто, а также книгу Дж. Мейнуоринга о Генделе, снабдив её собственными дополнениями («G. F. Händels Lebensbeschreibung», 1761). Ему принадлежат работы по вопросам истории и богословия.