Швейцер Альберт
Шве́йцер А́льберт (Albert Schweitzer) (14.1.1875, Кайзерсберг, Верхний Эльзас, ныне Франция – 4.9.1965, Ламбарене, Габон), немецко-французский философ, протестантский богослов, врач, музыкант. Учился в Страсбургском университете (1893–1898), затем в Сорбонне, Берлине. В 1885–1893 гг. брал уроки игры на органе у О. Мюнха в Мюльхаузене, с 1893 г. – у Ш.-М. Видора в Париже. Диссертации о философии религии И. Канта (1899) и об истолкованиях Тайной вечери (1901). Был ректором семинарии Святого Фомы в Страсбурге (1903–1906). Философско-богословский труд «От Реймаруса к Вреде. История исследований жизни Иисуса Христа» («Von Reimarus zu Wrede. Eine Geschichte der Leben-Jesu-Forschung», 1906) получил признание в научных кругах. В монографии о И. С. Бахе («Jean-Sébastien Bach: Le musicien-poète», 1905, расширенное немецкое издание 1908, русский перевод 1964), принёсшей ему общеевропейскую известность, значительное место занимают анализы баховской музыкальной риторики, трактованной в религиозно-мистическом ключе. Один из основателей парижского Баховского общества, в 1905–1913 гг. регулярно играл на органе в организованных этим обществом концертах. Изучив конструктивные особенности французских и немецких органов 19 в., в ряде статей 1905–1909 гг. выступил за возрождение подлинного звучания барочной органной музыки, что дало в Германии мощный импульс антиромантическому движению музыкантов-исполнителей и органостроителей (нем. Orgelbewegung).
В 1905 г. принял решение круто изменить вектор своей жизнедеятельности и вторую половину жизни посвятить непосредственно служению людям. С этой целью в 1905–1912 гг. он изучал в Страсбургском университете медицину и в 1913 г. вместе с женой медсестрой Х. Бреслау (1879–1957) уехал в Африку, в г. Ламбарене (ныне в Габоне), где на собственные средства основал больницу и с немногочисленными помощниками трудился там до конца жизни, оказывая медицинскую помощь больным проказой, малярией, дизентерией, фрамбезией и другими болезнями (больница существует доныне).
Начиная с 1919 г. Швейцер периодически совершал длительные поездки в Европу, выступал с публичными лекциями, а также давал органные концерты (сохранились аудиозаписи), гонорары за его книги и концерты шли на развитие больницы. С начала 1950-х гг. включился в борьбу за запрещение и уничтожение атомного оружия. Нобелевская премия мира (1952), на полученные средства построил в Ламбарене лепрозорий.
В этот период, наряду со своим основополагающим трудом «Философия культуры» («Kulturphilosophie», Bd 1–2, 1923; состоит из 2 частей: «Упадок и возрождение культуры» и «Культура и этика», рус. пер. 1973), Швейцер опубликовал работы: «Христианство и мировые религии» («Das Christentum und die Weltreligionen», 1923), «Мистика апостола Павла» («Die Mystik des Apostels Paulus», 1930, рус. пер. 1992), «Четыре речи о Гёте» («Goethe: vier Reden», 1932, рус. пер. 2005), «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» («Die Weltanschauung der indischen Denker: Mystik und Ethik», 1935, рус. пер. 2002), «Письма из Ламбарене» (1954, рус. пер. 1978) и др. Автобиография Швейцера «Aus meinem Leben und Denken» (1931) переведена более чем на 20 языков.
В «Философии культуры», содержащей этическое учение Швейцера с его главным принципом «благоговения перед жизнью» (Ehrfurcht vor dem Leben), отразилось испытанное им влияние Ф. Ницше (мысль о кризисе европейской культуры, который Швейцер связывал с преобладанием материального прогресса над духовным, общества над индивидом) и Л. Н. Толстого (идея возрождения культуры на путях нравственного обновления: «среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой»). Швейцер исходил из воли к жизни как первичного факта сознания («я есть жизнь»): необходимо «высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой... Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» (Швейцер А. Культура и этика. Москва, 1973. С. 307). Швейцер считал, что не может быть синтеза добродетели и счастья, возможно только их сочетание, основанное на понимании их несовместимости и необходимости выбора. Сама биография Швейцера как бы предлагает вариант такого сочетания: первую половину жизни посвятить счастью, вторую половину – добродетели. Благоговение перед жизнью – принцип индивидуально ответственного поведения, соединяющий самосовершенствование с самоотречением. Этот принцип универсален, он может практиковаться каждым индивидом прямо и непосредственно, не нуждаясь в каких-либо конкретизирующих нормах и промежуточных инстанциях: высшей этической инстанцией является ответственная личность, ориентированная на прямое действие. Наследие Швейцера, давшего пример практического воплощения проповедуемого им жизнеучения, остаётся одним из вдохновляющих ориентиров европейского гуманизма.