Преториус Михаэль
Прето́риус Михаэ́ль (Michael Praetorius; настоящая фамилия Шультхайс, Schultheiß) (15.2.1571, Кройцбург, близ Эйзенаха – 15.2.1621, Вольфенбюттель), немецкий композитор, органист и теоретик музыки.
С 1573 г. учился в Латинской школе в Торгау (в том числе музыке у кантора М. Фойгта), с 1582 г. – на теологическом факультете в университете Франкфурта-на-Одере (здесь профессором теологии был его брат Андреас). Брал уроки музыки у Бартоломея Гезия – кантора и композитора, которому обязан ревностным отношением к протестантизму и живым интересом к новой церковной музыке. В 1587–1590 гг. органист Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере. С 1595 г. органист, в 1604–1613 гг. капельмейстер при дворе в Вольфенбюттеле. В 1613–1616 гг. придворный капельмейстер в Дрездене (здесь познакомился с Г. Шютцем). По возвращении в Вольфенбюттель формально занял прежнюю должность (до 1620), при этом находился в постоянных разъездах, т. к. был востребован как композитор и органист аристократами и церковными иерархами по всей Германии (работал в Дрездене, Касселе, Магдебурге, Галле, Лейпциге, Нюрнберге и др.).
Писал псалмы, мотеты, «духовные концерты», обработки лютеранских церковных песен, большей частью опубликованные в 9 сборниках «Сионские музы» («Musae Sioniae», 1605–1610). Из светской музыки сохранились инструментальные (преимущественно танцевальные) пьесы в его сборнике «Терпсихора, пятая из аонийских муз».
Прославился как автор музыкально-теоретического трактата «Устройство музыки» (лат. «Syntagma musicum», 1614–1620) – самого крупного в Германии 17 в. (задуман в 4 томах, вышел в 3 томах: т. 1 на латыни, остальные – на немецком языке). Созданный в жанре энциклопедии, он охватывает все стороны современной Преториусу музыкальной теории и практики (помимо теории новейшей композиции, оставшейся в планах). Наибольшую ценность имеет т. 2 – «De organographia» (1619), который вместе с опубликованным отдельно иллюстративным приложением «Theatrum instrumentorum seu Sciagraphia» (издано в 1620) представляет собой грандиозное систематическое описание музыкальных инструментов (особенно подробно описан орган). Здесь даны сведения о конструкции инструментов, строе (Преториус был сторонником среднетоновой темперации, его именем названа важнейшая её разновидность – т. н. преторианская), технике игры. Труд Преториуса в целом выполнял роль надёжного справочника для немецких историков и теоретиков музыки 17 – 1-й половины 18 вв., а данные по инструментоведению используются поныне (например, в аутентичном исполнительстве).