Аристоксен
Аристоксе́н (’Αριστόξενος) (около 360 до н. э., Тарент – около 300 до н. э.), древнегреческий теоретик музыки, историограф, философ. Представитель перипатетической школы.
Учился у пифагорейца Ксенофила и главным образом у Аристотеля. Автор 453 книг (согласно византийскому лексикону Су́да), в том числе «О пифагорейской жизни», «Пифагорейские изречения», «Застольные беседы», биографий Пифагора, Сократа, Архита (сохранились фрагменты).
Наиболее значительные сочинения: «Элементы ритмики» (многочисленные фрагменты) и «Элементы гармоники» (компиляция из разных работ Аристотеля с лакунами, без окончания) – первая сохранившаяся в европейской традиции книга о музыке и первая полноценная музыкально-теоретическая концепция. В ней рассматриваются: роды мелоса (диатоника, хроматика, энармоника); интервалы; звуки; системы (звуковые структуры в пределах кварты, квинты, октавы, вплоть до двухоктавной полной системы); лады; метаболы (перемены рода, системы, лада); мелопея (музыкальная композиция).
В противоположность числовому космологизму пифагорейцев Аристоксен начинал своё исследование с наблюдений природы человеческого голоса и звуков, производимых голосом слитно в речи и интервально в пении. Сознательно отказался от математического истолкования интервалов (в виде отношений 2 : 1 для октавы, 3 : 2 для квинты, 4 : 3 для кварты), полагая их очевидными для музыканта, непосредственно улавливаемыми слухом и ни в каком дополнительном обосновании не нуждающимися. В частности, кварту он приравнял к 2,5 тонам (в пифагоровом строе она у́же: равна сумме 2 тонов и лиммы). По Аристоксену, разум музыканта, не занятый математическими задачами, направлен в первую очередь на определение «дюнамисов» – функций звуков в системах. Взгляды Аристоксена в дальнейшем породили дискуссию между его многочисленными последователями (гармониками) и критиками (канониками), не прекращающуюся поныне.