Шуберт Франц
Шу́берт Франц, Франц Петер Шуберт (Franz Peter Schubert) (31.1.1797, Лихтенталь, ныне в черте Вены – 19.11.1828, Вена), австрийский композитор.
Один из первых и крупнейших представителей музыкального романтизма. Сын школьного учителя. Музыке учился дома, затем у М. Хольцера в Лихтентале. В 1808–1813 гг. обучался в венском конвикте (певческой школе), был певчим Придворной капеллы в Вене. Брал уроки генерал-баса у В. Ружички, контрапункта и композиции (до 1816) у А. Сальери. В 1814–1818 гг. получил педагогическое образование и работал в школе. Среди первых сочинений – Фантазия соль мажор в четыре руки (1810); большое количество сочинений датируется 1811–1812 гг.
Ф. Шуберт чрезвычайно рано сформировался как композитор, среди первых шедевров – песни «Гретхен за прялкой» (1814, D 118) и «Лесной царь» (1815, D 328). В середине 1810-х гг. его произведения начали исполнять публично, в 1814 г. в Лихтентале с успехом исполнена Месса № 1 фа мажор. Летом 1818 и 1824 гг. Шуберт работал учителем музыки в семье Эстерхази в поместье Желиз (Венгрия). Постепенно вокруг него сплотились друзья и единомышленники, среди которых – поэты Ф. фон Шобер (автор либретто к опере Шуберта «Альфонсо и Эстрелла», сочинение 1822) и И. Майрхофер, художники Л. Купельвизер (автор либретто к героико-романтической опере Шуберта «Фьеррабрас», сочинение 1823) и М. фон Швинд, композитор А. Хюттенбреннер, драматург и поэт Э. фон Бауэрнфельд, певица А. Мильдер-Хауптман. Музыкальные вечера из произведений Шуберта в 1815–1824 гг. организовывал Л. фон Зоннлайтнер (с 1821 под названием «шубертиады»). В 1817 г. Шуберт познакомился с певцом И. М. Фоглем, исполнителем его песен, вместе они совершили концертные поездки в Зальцбург и Верхнюю Австрию (1819, 1823, 1825). В 1818 г. сочинения Шуберта начали издаваться (опубликованные в 1822 Вариации для фортепиано в четыре руки ор. 10 заслужили одобрение Л. ван Бетховена). В 1820 г. на сцене (в Вене) впервые появились театральные сочинения Шуберта (зингшпиль «Братья-близнецы», мелодрама «Волшебная арфа», обе – на либретто Г. фон Хофмана), однако успеха они не имели.
Творчество Шуберта 1820-х гг. отмечено углублением психологического и драматического начал. В эти годы им созданы ставшие впоследствии знаменитыми Симфония № 8 («Неоконченная»; название неавторское; в 1822 Шуберт завершил две части, третья часть осталась в эскизах) и Симфония № 9 («Большая», 1828?), вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и трагический по содержанию «Зимний путь» (1827); 13 песен на стихи Л. Рельштаба и Г. Гейне предположительно были задуманы автором как сборник (вместе с 14-й песней опубликованы в 1829 под названием «Лебединая песня»). В 1828 г. в Вене состоялся единственный при жизни Шуберта авторский концерт.
Значительную часть наследия Ф. Шуберта составляют сочинения в жанрах, культивировавшихся его предшественниками Й. Гайдном, В. А. Моцартом и Л. ван Бетховеном: оперы, зингшпили, мессы, симфонии, сонаты, квартеты и другие ансамбли. Не менее важное место в его творчестве заняли жанры романтической песни для голоса с фортепиано (Lied; свыше 660) и инструментальной миниатюры. В песнях Шуберт обратился к текстам более 150 авторов, в том числе к стихотворениям Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Ф. Г. Клопштока, Г. Гейне, Ф. Рюккерта, своих друзей-поэтов. Повышенное внимание к поэтическому тексту получило отражение в мелодии, гармонии, музыкальной форме. Наряду с куплетной формой («Мельник и ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха», «Серенада» D 957/4 и многие др.), Шуберт мастерски использовал т. н. сквозную форму (нем. durchkomponiertes Lied) с неповторяющейся мелодией в разных строфах («Двойник» D 957/13 и др.), в ряде образцов объединил закономерности той и другой форм («Липа» из цикла «Зимний путь» и др.).
В песнях Шуберта особенно проявилось его дарование мелодиста; вокальная партия отличается напевностью и одновременно мелодической изобретательностью (например, «Третья песня Эллен» на стихи В. Скотта D 839, известная как «Ave Maria»), нередко опирается на обороты австрийских народных песен. Фортепианная партия развита и часто изобразительна (остинатная ритмическая фигура, передающая скачку коня, в балладе «Лесной царь»; «бурная» фортепианная фактура, изображающая созвучную душе поэта дикую природу, в песне «Приют» D 957/5; имитация звуков лютни в «Паузе» из цикла «Прекрасная мельничиха»; «колеблющееся» мелодическое движение в «Баркароле» D 774). Выдающимися образцами лирической фортепианной миниатюры стали экспромты op. 90 и ор. 142 (1827), «музыкальные моменты» op. 94 (1823–1828). Множество вальсов, лендлеров, экосезов и другой бытовой танцевальной музыки родилось из фортепианных импровизаций Шуберта во время дружеских собраний; эта область творчества композитора стала первым шагом на пути к поэтизации бытовых жанров, свойственной эпохе романтизма.
Музыкальный стиль Шуберта, в целом опирающийся на традиции венской классической школы (первые 6 из 9 симфоний, написанные до 1818, находятся в русле традиций Й. Гайдна и В. А. Моцарта), обогащён рядом новшеств в области гармонии и музыкальной формы. Так, углубление контраста между темами в экспозиции сонатной формы иногда происходит благодаря введению ненормативного – терцового соотношения тональностей (в первой части «Неоконченной симфонии» главная и побочная темы звучат соответственно в си миноре и соль мажоре). Гармоническая краска в некоторых случаях становится более важным выразительным фактором, чем ощущение тяготения; нечастая у Шуберта, но чрезвычайно яркая гармония минорного трезвучия VI ступени в миноре даже получила названием «шубертова шестая» (например, в песне «Приют»).
Песенный тематизм – протяжённые мелодии, а также темы некоторых своих песен – Шуберт использовал в ряде инструментальных сочинений: квинтете «Форель» op. 114 (1819), фортепианной фантазии «Скиталец» op. 15 (1822), струнном квартете ре минор «Смерть и девушка» (1824, D 810) и др. Широким использованием песенного тематизма отличаются и две последние симфонии («Неоконченная» и «Большая»), в которых получила развитие «тема рока».
Шуберт – автор большого количества камерных ансамблей, среди них: струнные квартеты – ля минор op. 29/1 (1824) и соль мажор op. 161 (1826; всего не менее 15); Струнный квинтет до мажор ор. 163 (1828); Октет для струнных и духовых фа мажор op. 166 (1824); для скрипки с фортепиано – три сонатины (1816), Соната (Дуэт) ля мажор (1817); Соната для арпеджионе и фортепиано ля минор (1824).
Особую область творчества Шуберта составили фортепианные сочинения крупных форм, среди них – Соната ля мажор ор. 120 (1819 или 1825), Соната-фантазия соль мажор ор. 78 (1826), три последние сонаты – до минор, ля мажор, си-бемоль мажор (1828, D 958–960), Фантазия (Дуэт) фа минор op. 103 (1828); благодаря значительной роли песенного тематизма экспонирование материала преобладает над развитием, большое внимание уделено гармоническим сопоставлениям.
Важная часть наследия композитора – духовная музыка, отмеченная мастерством полифонического стиля: мессы (в том числе № 5 ля-бемоль мажор, 1822, и № 6 ми-бемоль мажор, 1828) и части месс, оффертории, несколько композиций «Salve regina», Немецкий реквием (1818), Немецкая месса (1827). Среди других кантатно-ораториальных сочинений – «Stabat mater» на немецкий текст Ф. Г. Клопштока (1816), «Победная песнь Мирьям» (либретто Ф. Грильпарцера, 1828), оратория «Лазарь» (либретто А. Г. Нимайера, не окончена, 1820).
Подавляющее большинство крупных сочинений Шуберта было опубликовано и впервые исполнено после его смерти, включая две последние симфонии («Большая» в 1839, «Неоконченная» в 1865), обе завершённые оперы («Альфонсо и Эстрелла» поставлена под руководством Ф. Листа, 1854, Веймар; «Фьеррабрас» поставлена под руководством Ф. Мотля, 1897, Карлсруэ) и некоторые другие произведения для сцены – завершённые и (большинство) незавершённые. Та же судьба постигла камерную музыку Шуберта, которая была по достоинству оценена лишь в 20 в. (ряд произведений Шуберта впервые опубликован в 1970-е гг.).
Сочинения Шуберта идентифицируются по каталогу О. Э. Дойча.