Иконография
Иконогра́фия (от греч. εἰκών – изображение, образ и …графия), устойчивая система изображения персонажей, предметов, сюжетов в изобразительных искусствах. В узком и наиболее характерном смысле – особая изобразительная каноничность, присущая преимущественно сакральному искусству. В более широком понимании – отражение конвенциональности, символизма и ритуальности социальной жизни вообще и человеческого поведения в частности. Устойчивые изобразительные схемы встречаются и в светском искусстве, представляя соответствующие социальные ритуалы (придворный церемониал, правила этикета, символизм повседневной человеческой активности, схемы поведения и т. д.).
Повторяющиеся иконографические типы (в сценах охоты и других сюжетах) появились уже в первобытном искусстве. Сложные иконографические системы представлены в искусстве стран Древнего Востока (в том числе в Древнем Египте). Античное искусство обладало богатейшей иконографией, отразившей столь же разработанную мифологическую образность. Позднеантичный иконографический репертуар усваивался раннехристианским искусством, совершившим специфическую интерпретацию языческого материала, наделив его новым религиозным содержанием: художественные формы античного происхождения использовались в сугубо христианском семантическом контексте (явление т. н. псевдоморфозиса).
Западнохристианской средневековой традиции с её пониманием сакрального образа как наглядно-дидактического эквивалента священного текста в целом присуща бóльшая иконографическая свобода, чем восточнохристианскому искусству, которое отличалось более мистическим и созерцательным отношением к священному образу (иконе) и, соответственно, более имперсональным характером самого творчества, подчинённого строгим правилам изготовления изображения. Письменная фиксация иконописного канона – разного рода иконографические «подлинники», в том числе лицевые, т. е. содержащие соответствующие композиционные схемы. Позднее западное Средневековье знаменовалось существенным обогащением и обновлением иконографического материала, что связано прежде всего с ростом индивидуального – более эмоционального и личного – благочестия (Devotio Moderna), подразумевавшего в том числе и визионерский опыт. Появились разнообразные «книги образцов» – сборники готовых изобразительных мотивов, отчасти происходивших из натурных штудий.
Эпоха Возрождения характеризуется не только возобновлением языческой, античной, мифологической иконографии, но и общей аллегоризацией смысловых составляющих искусства, стремлением зачастую к сознательной изобразительной зашифрованности (энигматичности, иероглифичности). Одна из целей созерцания изображения (наряду с получением эстетического удовольствия) – разгадывание подразумеваемого смысла. Облегчению подобной задачи служили соответствующие сборники – собрания эмблем, аллегорий и др. (иконографический компендиум «Иконология...» Ч. Рипы, 1593). В искусстве Северного Возрождения и повседневные вещи, и события нередко обладали «скрытым символизмом» (см. в статье Э. Панофский), наделялись определённой сакральной семантикой.
В 17 в. жанровая система и сопутствующие ей новые образы начали замещать сакральную иконографию предыдущих эпох, хотя в произведениях голландской живописи с её бытовым реализмом несомненны отголоски религиозной энигматики эпохи гуманизма. В последующие эпохи традиционные иконографические схемы либо были упразднены (в романтизме, реализме и др.), либо, насыщаясь бытовыми деталями, перешли в развитую иллюстративно-литературную сюжетику (в академизме и символизме). Вместе с тем возникли и новые иконографические модели (неотрадиционализм; всякого рода идеологически ангажированное искусство, в том числе и тоталитарное, которое также предполагало устойчивый набор тем и мотивов).
Описанием, изучением и интерпретацией устойчивых изобразительных схем занимается направление истории искусств – иконография.