Палестрина Джованни Пьерлуиджи да
Палестри́на Джова́нни Пьерлуи́джи да (Giovanni Pierluigi da Palestrina; в латинизированной форме Ioannes Petrus Aloysius Praenestinus) (1525 или 1526, Палестрина – 2.2.1594, Рим), итальянский композитор.
Основатель римской школы. В конце 1530-х – начале 1540-х гг. пел и учился музыке в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме, среди предполагаемых учителей – капельмейстеры французского происхождения Р. Маллаперт и Ф. Лебель. В 1544–1551 гг. органист и учитель музыки в кафедральном соборе Палестрины. С 1551 г. до конца жизни работал в Риме: возглавлял хоровые капеллы собора Святого Петра (1551–1555, 1571–1594), церкви Сан-Джованни-ин-Латерано (1555–1560) и церкви Санта-Мария-Маджоре (1561–1565), преподавал в папской Римской семинарии (1566–1571), сочинял музыку для двора кардинала Ипполита II д’Эсте (1564, 1567–1571). За заслуги перед Ватиканом папа Пий IV (понтификат 1560–1565) удостоил его в 1565 г. редкого титула modulator pontificus («папский композитор»). Эпитафия на несохранившемся захоронении в соборе Святого Петра породила устойчивую традицию называть Палестрину «princeps musicae» – «князь музыки».
Один из наиболее плодовитых церковных композиторов за всю историю музыки, хотя и оставался мирянином. Ему принадлежит не менее 104 месс, среди которых – одиннадцать 4–6-голосных, созданных по заказу герцога Гульельмо Гонзаги (т. н. мантуанские мессы; написаны на распевы, специфичные для богослужения в герцогской капелле в Мантуе); четыре 8-голосные мессы для двух хоров. Среди сочинений на тексты оффиция: 68 офферториев, свыше 70 гимнов для праздников всего церковного года, 35 магнификатов, 11 литаний, 4 сборника «Плачей пророка Иеремии».
Палестрина – автор свыше 300 мотетов и свыше 140 мадригалов на тексты светской и духовной поэзии (последние, исключительно 5-голосные, называются духовными мадригалами – madrigali spirituali). В отношении 80 сочинений (в том числе 10 месс) авторство Палестрины оспаривается.
Музыка Палестрины – классический образец строгого стиля в полифонии (в системе музыкального образования ряда западных стран ныне существует стандартный курс «Стиль Палестрины»). Главная черта его творчества в целом – соблюдение меры во всём, от взаимодействия музыки и слова и до отдельных приёмов композиции: сбалансированность мелодического движения и ритма, тщательный контроль употребления консонанса и диссонанса, чередование имитационного и моноритмического (старогомофонного) типов изложения, умеренная «нагруженность» полифонической техникой и музыкальной риторикой и др. Такой эстетической установкой объясняются «тотальная гармония», господствующая во всей музыке Палестрины, и в то же время отсутствие явно выраженных экспериментов в музыкальном языке и форме, духа новаторства.
Около половины месс Палестрины написано в технике пародии на собственные и заимствованные многоголосные модели (франко-фламандские, испанские, редко итальянские, в том числе К. де Моралеса, Ж. Ришафора, Ф. Вердело, Жаке Мантуанского, Ч. де Роре, Д. Феррабоско). Значительная часть месс создана на литургический, реже светский заданный напев (cantus firmus); несколько месс – т. н. свободные (не основываются на заданном напеве). Наиболее известна «Месса папы Марчелло» (1567, свободная, 6-голосная, преимущественно в моноритмической фактуре). Поводом к её созданию предположительно послужил съезд папских музыкантов (1555), на котором папа Марцелл II потребовал от композиторов максимальной внятности молитвословия в музыке, сопровождающей богослужения на Страстной неделе. (История о том, что эта месса, исполненная перед делегатами, якобы «спасла» церковную музыку от официального запрета многоголосия, является позднейшим вымыслом.) К числу часто исполняемых относятся также мессы «Assumpta est Maria» («Мария вознеслась [на небо]»), «Aeterna Christi munera» («Вечные Христовы дары»), Missa brevis (Краткая месса).
Мотеты Палестрины главным образом 4–6-голосные. Значительное количество мотетов написано для 2 и 3 хоров, в том числе два (на 8 и 12 голосов) – на текст «Stabat mater». Образцы мотетного стиля того времени – все 29 мотетов 4-й книги, сочинённые на тексты Песни песней (с посвящением папе Григорию XIII, в котором композитор осуждает своих коллег за стремление писать о плотской любви, сокрушается по поводу собственных греховных пристрастий в прошлом и, наконец, излагает «правильное» христианское понимание знаменитого своей эротичностью ветхозаветного текста), а также «Super flumina Babylonis» («На реках вавилонских») и «Tu es Petrus» («Ты – Пётр»). Из светских мадригалов Палестрины уже при его жизни приобрели известность «Io son ferito» («Я уязвлён») и особенно мадригал «Vestiva i colli» («[Весна] нарядила холмы [и поля]»), который многократно обрабатывался другими композиторами (интабуляции, вариации, мессы-пародии и др.); из духовных – 8-частный цикл «Vergina bella» («Дева прекрасная»; на текст последней канцоны из «Канцоньере» Ф. Петрарки).