Кюи Цезарь Антонович
Кюи́ Це́зарь Анто́нович (настоящее имя Цезарий-Вениамин) [6(18).1.1835, Вильна, Российская империя, ныне Вильнюс, Литва – 26.3.1918, Петроград, ныне Санкт-Петербург], российский композитор и музыкальный критик, инженер-генерал (1904), специалист в области фортификации.
Сын бывшего тамбурмажора наполеоновской армии Антона Леонардовича Кюи и жительницы Вильны Юлии Гуцевич. В детстве брал уроки музыки у С. Монюшко (теория музыки и композиция). С 1850 г. жил в Санкт-Петербурге. Окончил Николаевское инженерное училище (1855) и Николаевскую инженерную академию (1857), где оставлен на преподавательской работе. С 1878 г. адъюнкт-профессор, с 1880 г. профессор, с 1891 г. заслуженный профессор. Создал ряд капитальных научных трудов по полевой фортификации, подготовил курс истории русской фортификации и читал его в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Николаевской академии Генштаба. Назначен преподавателем всех великих князей (в том числе будущего императора Николая II) по фортификации. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. руководил строительством фортификационных сооружений в районе боевых действий. Одним из первых российских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Внёс значительный вклад в становление и развитие российской военно-инженерной школы.
В 1856 г., познакомившись с М. А. Балакиревым, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, В. В. и Д. В. Стасовыми, М. П. Мусоргским, стал активным участником Балакиревского кружка («Могучей кучки»). Как композитор дебютировал в 1859 г. в концерте Русского музыкального общества (РМО) под управлением А. Г. Рубинштейна (Скерцо для оркестра). С 1864 г. писал рецензии и музыкальные обозрения в «Санкт-Петербургских ведомостях», затем в газетах «Голос», «Гражданин» и др.
В конце 1860-х – начале 1870-х гг. сочинил свои лучшие романсы (всего свыше 300). Автор 14 опер, среди них: «Вильям Ратклиф» (1869), «Анджело» (1876), «Сын мандарина» (1859, постановка 1879), «Кавказский пленник» (1883, все – Санкт-Петербург), «Флибустьер» (1894, Париж), «Пир во время чумы» (1901), «Мадемуазель Фифи» (1903), «Маттео Фальконе» (1907), «Капитанская дочка» (1911, все – Москва), детские оперы. В 1869 г. завершил (совместно с Н. А. Римским-Корсаковым) оперу Даргомыжского «Каменный гость». До конца дней работал над завершением оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
В 1896–1904 гг. директор Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества.
Для музыкальной критики Ц. А. Кюи типичен несдержанный и даже язвительный тон. Уничтожающую оценку он дал опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского («Санкт-Петербургские ведомости», № 37, 6 февраля 1874), в новаторской музыке которого увидел «большие недочёты», «неразборчивое, самодовольное, спешное сочинительство». Жестокой и несправедливой была рецензия на оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского («Неделя», № 45, 4 ноября 1884), которая, по мнению Кюи, «ничего не вносит в наше искусство» и где «нет ни одного нового слова». Критические статьи Кюи о Р. Вагнере выявили непонимание новаторских принципов музыкальной драмы.
Как критик Ц. А. Кюи поддерживал и пропагандировал творческие принципы композиторов Балакиревского кружка (национальный колорит, выбор русских сюжетов и общественно значимых исторических тем, правдивое отображение реальности и др.). При этом он сочинял стилистически нейтральную «общеевропейскую» музыку, ориентируясь на романтические сочинения Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа. Его оперы, большая часть которых написана на либретто французских авторов, а также по мотивам произведений А. С. Пушкина, представляют собой лирические драмы.
Братья Ц. А. Кюи – художник-иллюстратор Наполеон Кюи (1822 – после 1888) и архитектор Александр Кюи (1823 или 1824–1909).