Риман Хуго
Ри́ман Ху́го (Гуго Риман; Карл Вильгельм Юлиус Хуго Риман, Hugo Riemann, Karl Wilhelm Julius Hugo Riemann) (18.7.1849, Гросмельра, близ Зондерсхаузена, Тюрингия – 10.7.1919, Лейпциг), немецкий музыковед, лексикограф, педагог.
Изучал гуманитарные науки в университетах Берлина и Тюбингена (1868–1870), композицию в Лейпцигской консерватории у К. Рейнеке (1871–1873). С 1878 г. преподавал в университете Лейпцига (профессор с 1901), в консерваториях Гамбурга и Висбадена и других учебных заведениях. С 1914 г. директор основанного им Государственного института музыкальной науки в Лейпциге. Среди учеников: композиторы М. Регер и Х. Пфицнер, музыковеды Ф. Блуме, В. Гурлитт, Х. И. Мозер, Р. Штеглих.
Риман – один из самых влиятельных теоретиков музыки последней четверти 19 – начала 20 вв. В учении о гармонии, опираясь на идеи Ж.-Ф. Рамо и «гармонический дуализм» А. фон Эттингена, разработал теорию тональных функций, сохраняющую значимость и в 21 в. Для «природного» обоснования минора изобрёл теорию унтертонов (она вызвала критику уже при жизни Римана и поныне остаётся предметом научной полемики). Исследуя проблемы музыкальной формы, создал оригинальную концепцию классической метрики; принцип чередования слабых и сильных тактовых долей (которое позднейшие музыковеды сравнивают с ямбической стопой) распространил на структурные единицы формы – от фразы до метрического восьмитакта. Музыкально-теоретические взгляды Римана обобщены в «Большом учении о композиции» (1902–1913). Историю музыки рассматривал как историю жанров, форм, музыкальных стилей («Руководство по истории музыки», 1904–1913). По-новому осветил проблему формирования венской классической школы, подчёркивал значение мангеймской школы, подготовил ряд изданий старинной музыки. Создал оригинальную концепцию истории музыкальной науки («История музыкальной теории в IХ–XIX вв.», 1898, 2-е изд., 1921). Специальные работы посвящены истории нотации, вопросам музыкальной эстетики, исполнительского искусства.
Труды Римана регулярно переиздаются, некоторые до сих пор используются как дидактические пособия и справочники. «Музыкальный словарь Римана» («Riemann Musiklexikon», 1882; 9-е изд. под ред. Альфреда Эйнштейна, 1919; 12-е изд. под ред. К. Дальхауза и Х. Г. Эггебрехта, т. 1–5, 1957–75) по сути – энциклопедия музыкального искусства. Русский перевод «Музыкального словаря» (1901), выполненный Ю. Д. Энгелем, дополнен статьями о русских музыкантах (композиторах Вас. С. Калинникове и С. В. Рахманинове, исследователях русской церковной русской музыки Д. В. Аллеманове, В. М. Металлове, Д. В. Разумовском, С. В. Смоленском, фольклористе Е. Э. Линёвой и др.) и терминах отечественного музыкознания (лад, мелодекламация, осмогласие, стихира и др.). Старые издания «Музыкального словаря» Римана (немецкие и русское) в 21 в. расцениваются как выдающиеся памятники музыкальной лексикографии.