Штумпф Карл
Штумпф Карл, Фридрих Карл Штумпф (Friedrich Carl Stumpf) (21.4.1848, Визентхайд – 25.12.1936, Берлин), немецкий философ, психолог и музыковед, член Баварской (1890) и Прусской (1895) академий наук. В 1865–1868 гг. учился в университетах Вюрцбурга (у Ф. Брентано) и Гёттингена (у Р. Г. Лотце). С 1870 г. приват-доцент в Гёттингене. Профессор университетов в Вюрцбурге (1873–1878, преемник Брентано), Праге (1879–1884), Галле (1884–1889, здесь его учеником был Э. Гуссерль), Мюнхене (1889–1893), где в созданной им экспериментальной лаборатории изучал психологию восприятия музыкальных звуков и их сочетаний, заложив основы музыкальной психологии («Tonpsychologie», Bd 1–2, 1883–1890). В 1894–1923 гг. профессор Берлинского университета (ректор в 1907–1908), где его учениками были К. Коффка, М. Вертхаймер и В. Кёлер; организатор и директор Психологического института при университете. Был президентом (вместе с Т. Липпсом) 3-го Международного психологического конгресса в Мюнхене (1896). Штумпф в 1900 г. вместе со своим учеником Э. М. фон Хорнбостелем создал фонографический архив, насчитывающий более 10 тысяч записей традиционной музыки разных народов. В 1912–1913 гг. основал станцию по изучению антропоидов на о. Тенерифе.
В русле дескриптивной психологии Ф. Брентано с его учением о психических феноменах, или актах сознания, Штумпф выделил два типа непосредственно данных сознания – явления (ощущения, впечатления, представления, чувствования) и психические функции, или акты (различение явлений, выделение их из потока изменчивых чувственных впечатлений и соединение их в комплексы). Базовые функции различения и соединения лежат в основе трёх классов высших психических функций – формирования понятий, суждений, эмоционально-волевых переживаний, которым соответствуют три класса специфических содержаний, «формаций» (Gebilde), – «предметы» (понятийные образования), «положения дел» (Sachverhalte – термин введён Штумпфом) и «ценности». Именно функции составляют предмет психологии. Одна из её задач – выяснение истока и смысла базисных научных понятий, которые могут быть определены лишь через указание на конкретные феномены, служащие основанием их абстракции. Явления, или феномены, как таковые не составляют объект научного познания. Штумпф ввёл понятие особой дисциплины – феноменологии, которая осуществляет анализ явлений и тем самым доставляет исходный предметный материал для последующего создания научных концептов. В этом смысле он называл феноменологию «преднаукой» (Vorwissenschaft). Примером феноменологической проблематики в творчестве самого Штумпфа является анализ длительности, консонанса и диссонанса, нераздельности протяжённости и качества в пространственных представлениях («О психологическом происхождении пространственных представлений» – «Über psychologischen Ursprung der Raumvorstellung», 1873), «слияния» ощущений, благодаря которому данные одновременно явления воспринимаются как целое (гештальткачества), и др.
Штумпф явился непосредственным предшественником феноменологии Э. Гуссерля, а также гештальтпсихологии.