Мельгунов Юлий Николаевич
Мельгуно́в Ю́лий Никола́евич [30.8 (11.9).1846, Ветлуга Костромской губернии, ныне Нижегородской области – 19(31).3.1893, Москва], российский пианист, музыкальный теоретик и фольклорист.
Из старинного дворянского рода. Учился в Александровском лицее (окончил в 1866), одновременно брал уроки игры на фортепиано у А. Л. Гензельта и А. Дрейшока в Санкт-Петербурге. Теорию музыки изучал у Г. А. Лароша. Около 1870 г. переехал в Москву, некоторое время учился в Московской консерватории (класс фортепиано Н. Г. Рубинштейна). В 1875–1876 гг. изучал акустику и гармонизацию древних церковных напевов под руководством Ю. К. Арнольда. В Москве стал последователем теории музыкального ритма немецкого филолога и музыковеда Р. Вестфаля и вместе с ним издал ритмо-темповую редакцию 10 фуг И. С. Баха со своим предисловием «О ритмическом исполнении фуг Баха» (1878). В 1870-х гг. с целью пропаганды своих взглядов на роль ритма в классической музыке Мельгунов и Вестфаль осуществили концертную поездку по Германии. Мельгунов выступал также в городах Российской империи вместе с Ф. Лаубом и К. Ю. Давыдовым.
Собирал и исследовал русские песни. В сборниках «Русские народные песни непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные» (выпуски 1–2, 1879–1885) впервые воспроизведено русское крестьянское многоголосие. Мельгунов выдвинул идею о подголосочном складе русской песни, дал характеристику её ладовой основы, свободную от схем древнегреческих и средневековых ладов. Автор научных статей; с его предисловием и в его редакции издан сборник «Напевы Вологодской губернии, собранные М. Куклиным» (выпуск 1, 1890).