Медиевистика
Медиеви́стика (от лат. medium aevum – средний век), раздел исторической науки, изучающий историю Средних веков Западной и Центральной Европы (в широком смысле – мировое Средневековье в целом). Особые отрасли медиевистики составляют византиноведение и славяноведение. С 19 в. содержательная характеристика Средневековья как предмета изучения медиевистики тесно связана с понятием феодализма. Принятая ныне в большинстве стран периодизация истории относит к Средним векам период 5–15 вв. В современной историографии долгое время к Средним векам относили также 16 и 1-ю половину 17 вв., определяемые ныне как раннее Новое время, тесно связанное со Средними веками и изучаемое отчасти медиевистами.
Зарубежная медиевистика
История Средних веков служила объектом описания средневековых хронистов и историков, однако как особый период впервые была выделена итальянскими гуманистами 15 в. Отвергая провиденциалистский подход к истории, гуманисты способствовали утверждению эмпиризма и секуляризации знания. Следуя гуманистической традиции, с 17 в. историю человечества стали делить на три периода: древность, Средние века и Новое время. Значительный круг источников по истории Средних веков был введён в оборот и опубликован учёными-эрудитами 17–18 вв. Деятельность мавристов во Франции, болландистов в Антверпене, антиквариев в Англии и на Апеннинском п-ове способствовала развитию источниковедения, а также таких вспомогательных дисциплин, как палеография, нумизматика, сфрагистика, генеалогия, дипломатика. Просветители 18 в. отождествляли Средние века со «старым порядком» и господством феодализма. В их работах были поставлены проблемы генезиса феодализма, роли городов и происхождения «третьего сословия». Романтическое направление в историографии начала 19 в. идеализировало рыцарство и феодальные порядки, породив интерес к быту и культуре Средневековья.
Становление медиевистики как научной дисциплины относится к 19 в. Она испытала значительное воздействие философии И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля, а затем позитивистов О. Конта и Г. Спенсера. Стремление историков-позитивистов превратить историю в «точную науку» потребовало усложнения исследовательской методики, проведения строгого источниковедческого анализа на основе внешней и внутренней критики источника, сопоставлений данных различных материалов, реконструкции скрытой информации. Новое качество исторического знания в 19 в. обусловило появление направления «социальная история», наиболее яркие представители которого во Франции 1830–1840-х гг. – О. Тьерри и Ф. Гизо – сумели достичь сопряжения политической и социальной истории, заложив основы представлений о социальной стратификации общества.
Европейская медиевистика 19 в. переживала подъём. Началось массовое обращение историков к архивам, превратившимся в научные учреждения. Для обучения работе в архивах создавались специальные школы, например Школа хартий в Париже (1821). Рост числа исторических исследований, вариативность научных подходов стимулировали развитие историографии как специальной области исторических знаний. Складывались национальные школы, издавались специализированные исторические журналы (Historische Zeitschrift, с 1859; Revue historique, c 1876, English Historical Review, с 1886), продолжились начатые ещё в 18 в. (или осуществлялись впервые) большие сводные публикации источников по истории отдельных стран Европы (Monumenta Germaniae Historica, Recueil des historiens des Gaules et de la France, Histoire littéraire de la France, Calendars of State papers, Rerum britannicarum medii ævi scriptores и др.). Основывались научные общества и академии региональной истории (первые такие общества появились в Англии в 17 в.).
Под влиянием позитивизма была существенно расширена характеристика средневекового общества, главным образом за счёт обращения исследователей к изучению экономической истории и основных социальных институтов – общины, вотчины, города, цеха, гильдии, сословий (Н. Д. Фюстель де Куланж, Э. Глассон, П. М. Виолле, Ж. Флакк, А. Сэ, Дж. Кембл, Г. Дж. С. Мэйн, Т. Роджерс, Э. Фримен, Ф. Полгрейв, Л. фон Ранке, Г. фон Маурер, Г. Вайц, К. Бюхер, К. Т. фон Инама-Штернегг, К. Лампрехт).
Заметное влияние на медиевистику 19 в. оказала методология марксизма, предложившая новые объяснения исторического процесса. Утверждая не только комплексное, но и системное ви́дение исторического процесса, марксисты подчёркивали его стадиальный характер. В традициях противопоставления материи и духа они настаивали на экономической детерминанте развития.
Чрезмерная политизированность марксистской методологии, классовый подход и монизм в оценках исторического процесса вызывали неприятие марксизма значительной частью историков, что лишало их возможности объективно оценивать содержащиеся в нём конструктивные решения. Наступивший в конце 19 – начале 20 вв. кризис гуманитарных наук сопровождался резкой критикой как позитивизма, так и марксизма, сторонников которых обвиняли в крайнем материализме и недооценке роли сознания. Гиперкритика и крайний релятивизм в процессе познания привели к тому, что многие достижения исторического знания 19 в. были отвергнуты.
В Западной Европе новые подходы к изучению истории Средних веков были предложены французскими историками – А. Бэром, а затем Л. Февром, М. Блоком, Э. Лабрусом, основавшими в 1929 г. журнал Annales (см. Школа «Анналов»). В период с конца 1940-х и до начала 1960-х гг. движение за создание «новой», «социальной» или «научной» истории приобрело международный характер, в него были вовлечены учёные Великобритании, Бельгии, ФРГ, Италии, США, позднее Польши и Испании.
В философии истории 20 в. был реализован синтез нового понимания природы сознания и его роли в общественном процессе и эпистемологии с достижениями социологии, в том числе и марксистской. Это позволило изменить представление о комплексности и системности исторического процесса и отказаться от принципов жёсткого детерминизма и иерархичности в оценке его внутренних связей. Хотя медиевистике в силу её особенностей всегда был присущ традиционализм, нередко именно в медиевистике впервые формулировались задачи и разрабатывались методы исследований, определявшие развитие историографии в целом. Самыми заметными новыми направлениями в медиевистике, чётко обозначившимися с рубежа 1960–1970-х гг., стали «новая социальная история», историческая демография, гендерные исследования, история повседневности, микроистория, история ментальностей. Активно изучалось соотношение «учёной» и «народной» культур в средневековом обществе. Особое внимание уделялось невербальным формам коммуникации, таким как изображение и ритуал. В конце 20 – начале 21 вв. под влиянием исторической антропологии и других наук произошла радикальная смена как тематики, так и методики исследований медиевистики. При сохранении характерных особенностей национальных школ медиевистика интернационализируется. Для современной медиевистики характерна широкая междисциплинарность: она объединяет усилия не только историков, но и археологов, социологов, культурных антропологов, литературоведов, лингвистов, психологов, искусствоведов, философов, богословов и др.
В западноевропейских странах собственные школы медиевистики складывались и развивались прежде всего в целях изучения национальной истории (в отличие от медиевистики в России или США). Количество центров изучения средневековой истории в Европе традиционно велико. Современную медиевистику отличают «наднациональные» связи учёных, реализуемые посредством организации международных проектов и научных групп, учреждения или развития международных исследовательских центров в странах Западной Европы (Дом наук о человеке в Париже; Французская школа в Афинах и Риме, Варбургский институт в Лондоне и др.).
К числу основных центров послевоенной германской и швейцарской медиевистики относятся, наряду с университетами и историческими комиссиями, несколько академий наук, институт Monumenta Germaniae Historica, Констанцский рабочий кружок по изучению Средних веков, Институт истории Общества Макса Планка (1956–2006), германские исторические институты в Риме и Париже, институты по изучению истории отдельных германских земель. В Австрии, помимо кафедр университетов и Академии наук, главным центром медиевистических исследований стал институт по изучению австрийской истории при Венском университете.
В 19 – начале 20 вв. в германской медиевистике особенно интенсивно разрабатывались классические историко-правовые темы (изучение общины, вотчины, городов), проблемы политической истории Священной Римской империи, Церкви и крестовых походов. Начиная с 1960-х гг. учёные обращались к социальной истории, междисциплинарным исследованиям в области истории культуры. Среди основных направлений германской медиевистики конца 20 в.: изучение социально-политических трансформаций в германских землях на протяжении 14–15 вв. [Г. Геймпель (Хаймпель), П. Морав, Э. Шуберт], региональной истории (Х. Патце, К. Бозль), компаративной истории городов (Э. Эннен, Х. Штоб, Э. Энгель, П. Йоханек), истории ментальностей (Р. Шпрандель), учёной и народной религиозности (П. Динцельбахер, А. Ангенендт), повседневности, образов жизни и моделей поведения (К. Шмидт, О. Г. Эксле, Г. Фихтенау, А. Борст), гендерной истории (П. Кеч, Х. В. Гёц) и др. Осуществляются коллективные проекты по исследованию резиденций средневековой знати (В. Паравичини), символической коммуникации (Г. Альтхофф) и др. Продолжаются издания источников, регест, справочников и реперториев (Monumenta Germaniae Historica, Deutsche Reichstagsakten, Regesta imperii, Germania sacra, Reallexikon der germanischen Altertumskunde).
В Великобритании с 1960-х гг. успешно развивалась «новая социальная история». Британские учёные проявляли особый интерес к «истории снизу» (журналы Past and Present, с 1952, Oxf., History Workshop Journal, с 1976, Oxf., Economic History Review, 1927–1948, L., Ser. 2, c 1948, Oxf.) – истории народных масс, семьи, организации труда, гендерным проблемам. Благодаря теоретическим работам Э. Хобсбаума получила импульс «новая экономическая история». Большой вклад в мировую медиевистику внесли труды Р. Хилтона, К. Уикема, Дж. Нельсон, Р. МакКиттерик. Действуют новые университетские центры медиевистики (Йорк, Уорвик, Бирмингем, Манчестер, а также Лестер – признанный центр изучения урбанистики и местной истории).
Приоритетными направлениями ирландской медиевистики являются проблемы кельтологии, средневековой культуры и национальной истории Ирландии. Ведущий научный центр – Тринити-колледж (Дублин) с уникальными собраниями древнеирландских рукописей и документов более позднего периода.
Исследования в области медиевистики и истории Ренессанса в США ведутся в архивах и библиотеках Западной Европы и в самих США, которые в 19–20 вв. активно приобретали коллекции европейских рукописей эпохи Средневековья и раннего Нового времени [Фолджеровская библиотека, Хантингтонская библиотека (Сан-Марино, Калифорния), библиотека Байнеке (Йельский университет), библиотека Университета Сент-Луиса]. В конце 20 – начале 21 вв. основными центрами изучения истории европейского Средневековья и Ренессанса стали также Йельский, Гарвардский, Стэнфордский, Принстонский, Колумбийский университеты и Калифорнийский университет в Беркли. С 1962 г. регулярно собирается конгресс медиевистов в г. Каламазу (штат Мичиган). Медиевистической академией Америки с 1926 г. издаётся журнал Speculum. К числу приоритетных направлений американской медиевистики относятся исследования в области экономики Средних веков (М. МакКормик и др.), церковной истории (П. Браун, Дж. Констебл и др.), социальной истории и психологии (Т. Биссон, П. Гири, Б. Розенвайн и др.), Реформации и Контрреформации. С 1930-х гг. в США во многом благодаря учёным, эмигрировавшим из Германии накануне Второй мировой войны, успешно ведутся исследования средневековой и ренессансной культуры (Х. Барон, П. О. Кристеллер, Э. Панофский, Ч. Тринкаус и др.). Огромный вклад в разработку проблем, связанных с изучением средневековой политической идеологии и символизма власти, внёс Э. Х. Канторович.
Крупные школы медиевистики созданы в Канаде, в частности в Папском институте средневековых исследований Университета Торонто и в Университете Лаваля в Квебеке.
В современной французской медиевистике по-прежнему актуален спор «романистов» и «германистов» о происхождении средневекового строя, начатый ещё в 18 в. полемикой Ж.-Б. Дюбо с А. де Буленвилье и Ш. Л. Монтескьё. Продолжается дискуссия, вызванная работами Ж. Дюрлиа, отстаивавшего тезис о сохранении (континуитете) римских фискальных институтов на протяжении всего раннего Средневековья. В послевоенной французской медиевистике большое влияние приобрела теория «феодальной мутации», или «феодальной революции» (Ж. Дюби, П. Боннасси, Р. Фоссье, П. Тубер, Ж.-П. Поли и др.), сторонники которой придают решающее значение перелому, произошедшему в условиях оформления феодально-вассальной системы и политической власти крупных земельных собственников, возникновению рыцарства и замков. В 1990-х гг. ведущие позиции стали занимать «антимутационисты» (Д. Бартелеми, Р. Ле Жан, Л. Феллер), оспоривающие теорию «феодальной революции». С их точки зрения, явления, которые принято считать характерными чертами феодального общества, в той или иной мере наблюдались уже в каролингскую эпоху. Во французской медиевистике обсуждаются многие проблемы, например роль рынка и богатства, становления гражданского общества и европейского самосознания, народная культура и христианство. Французские медиевисты добились немалых успехов в изучении стран Средиземноморского бассейна (Ф. Бродель, Э. Арвейлер, М. Балар, П. Расин, Ж. Ришар). Наряду со сравнительно новыми областями интересов (изучение средневековой символики жестов – Ж.-К. Шмит, «историческая антропология схоластики» – А. Буро, историческая эмблематика – М. Пастуро и прочее), активно разрабатывались традиционные для французской медиевистики проблемы аграрной истории (труды М. Бурен, А. Дюран, Ф. Менана, Ж. М. Морисо, настаивающего на новом прочтении аграрной истории в связи с углублённым изучением географии и «экологической истории»), средневековой урбанистики (Б. Шевалье, Ж. Эрс, Э. Крузе-Паван и др.).
Фундаментальные труды по истории торговли принадлежат М. Молла, Р. Ботье и М. Балару. Отличительной чертой современной французской медиевистики являлся интерес к истории права вообще и его социокультурному аспекту в частности (К. Говар, Ж. Шифоло), структурам семьи (К. Клапиш-Зубер, А. Геро-Жалабер, Ж. Баше), истории духовной культуры и Церкви. Важным направлением исследований оставалось изучение политической истории и истории средневековой государственности (Б. Гене, Ф. Контамин, Ж. Ф. Жене, Ж. Фавье и др.). Современная французская медиевистика испытывает ряд трудностей: некоторое разочарование в возможностях количественных методов, сложность организации диалога с археологами, падение уровня лингвистической подготовки начинающих медиевистов. Несмотря на это, медиевистика остаётся одной из важнейших областей исторической науки во Франции. Особое значение для французской медиевистики имеют работы Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, Э. Ле Руа Ладюри.
Медиевисты Бельгии (А. Пиренн, Ш. Верлинден, Л. Женико и др.) и Нидерландов (Й. Хейзинга, В. Блокманс и др.) внесли вклад в изучение средневековой урбанистики, истории торговли, в том числе работорговли, истории экономики, политики и культуры позднего Средневековья и раннего Нового времени.
Становление медиевистики как научной дисциплины в Италии связано с деятельностью Л. А. Муратори, издателя многотомного свода исторических памятников («Rerum italicarum scriptores». Mediolani, vol. 1–25, 1723–1751) и автора многочисленных трудов по истории Италии разных периодов. Вскоре после объединения Италии в Риме был создан Итальянский исторический институт (1883, с 1934 – Итальянский институт средневековой истории), в котором сотрудничали крупнейшие итальянские медиевисты. В 20 в. возник целый ряд научных центров международного значения: фонд Дж. Чини в Венеции (1951), Институт истории раннего Средневековья в Сполето (1952), Международный институт экономической истории имени Ф. Датини в Прато (1967), Итальянское общество изучения латинского Средневековья во Флоренции (1978), Центр изучения Средневековья в Палермо (1979). Итальянские медиевисты известны своими работами в области изучения культуры эпохи Возрождения (Ф. Де Санктис, А. Сапори, Э. Гарен, В. Бранка и др.), урбанистики, средневекового делопроизводства, торговли, мореплавания и колонизации (Дж. Луццатто, К. Чиполла, Р. Чесси, Ф. Мелис, У. Туччи, Дж. Пистарино и др.). Папский Григорианский университет, Ватиканские архив и библиотека[4], институты Ватикана (Папский восточный институт, Папский институт христианской археологии и др.) и папские академии наук ведут интенсивные исследования истории Церкви и католических миссий, рукописного наследия Средневековья.
Признанными классиками испанской медиевистики считаются К. Санчес Альборнос и Р. Менендес Пидаль. Испанские медиевисты изучали вопросы истории Вестготского королевства, мусульманской Испании, Реконкисты, институциональной истории, истории духовно-рыцарских орденов, взаимодействия христианской, мусульманской и иудейской культур (Л. Г. де Вальдеавельяно, А. Кастро и др.).
Отдельный объект исследования – историческая область Каталония, связанная со Средиземноморьем (Х. М. Лакарра, М. Т. Феррер-и-Мальоль, Ж. М. Сальрак, М. Санчес и др.). В последние десятилетия 20 в. активно исследовалась аграрная история (Х. А. Г. де Кортасар, М. Авентин, П. Мартинес Сопенья и др.). При изучении раннего Нового времени особое внимание традиционно уделялось проблеме складывания абсолютной монархии и аппарата государства Нового времени. Центральное место занимали исследования Великих географических открытий, системы управления колониями, новых принципов международных отношений, изгнания морисков и т. д. (А. Домингес Ортис и др.). Неизменным вниманием пользовалась история культуры (Х. А. Мараваль, М. Батайон и др.). Помимо университетских центров, изучение медиевистики поддерживает Высший совет научных исследований Испании.
Становление медиевистики как научной дисциплины в Дании и Норвегии связано с трудами Арни Магнуссона (1663–1730) и Я. Лангебека (1710–1775), заложивших основы скандинавского источниковедения, а также с первой «Историей Норвежского государства» («Norges Riiges Historie», bd 1–3, 1771–1781) Г. Шёнинга. В 1767 г. в г. Тронхейм создано Королевское норвежское общество учёных, ставшее центром исторических исследований. В 1772 г. для изучения средневековых рукописей, перевезённых Арни Магнуссоном из Исландии в Данию, в Копенгагене создано Арнемагнеанское собрание, которое впоследствии легло в основу фонда Арнемагнеанского института (1956) при Копенгагенском университете.
В трудах представителей датской школы медиевистики (Л. Хольберг, К. Эрслев, А. Худе) изучалось главным образом общественно-политическое устройство средневековой Дании. В 20 в. исследовались проблемы истории датского крестьянства и средневекового датского землевладения (Э. Аруп), средневековой датской экономики и поземельных отношений (Э. Ульсиг), политической и социальной истории, истории права (А. Э. Кристенсен, П. Йоргенсен, О. Фенгер, П. Андерсен, М. Гельтинг, М. Кремер).
В начале 19 в. сформировались национальные школы медиевистики в Норвегии (П. А. Мунк, Р. Кейсер, Г. Сторм, Э. Херцберг, А. Тарангер, Э. Сарс). В 20 в. внимание историков-медиевистов сосредоточилось на социально-экономической истории (Х. Кут, Э. Бюлль, А. Хольмсен, Т. Иверсен), истории средневекового норвежского права, политических институтов и учений (К. Хелле, С. Багге, П. Нурсенг, С. Имсен). Крупнейшее современное норвежское научное учреждение – Центр по изучению Средних веков при университете Бергена; основные направления исследований – христианизация Скандинавии, история скандинавского права, история книги.
В Швеции первым профессиональным медиевистом был С. Лагербринг (1707–1787). Развитие медиевистики в 19 в. связано с именами Э. Г. Гейера, К. Г. Стюффе и Ф. Ф. Карлсона. Ведущим научным центром медиевистики первоначально было Шведское историческое общество (1880), в 20 в. – университет в Лунде. Изучались общество эпохи викингов (С. Булин, Х. Арбман), социальный строй средневековой Швеции (К. Лёфквист, Я. Э. Альмквист, Э. Лёнрот, С. А. Нильсон), рунология (О. фон Фрисен, С. Б. Янсон), средневековая археология (Т. Арне, Б. Нерман, В. Хольмквист, Х. Арбман). В конце 20 – начале 21 вв. в центре внимания шведских медиевистов оказались проблемы развития властных институтов (М. Халленберг), форм собственности на землю (Ё. Дальбек), урбанистика, история торговли (Е. Эстберг) и средневекового шведского права (Э. Шёхольм). Возрастает роль историко-философских отделений гуманитарных факультетов университетов в Уппсале, Лунде, Стокгольме, Гётеборге, Умео.
Главным центром медиевистики в Исландии является Арнемагнеанское собрание в Рейкьявике (с 1971). Ведутся исследования по политической истории Исландии, Церкви, норвежскому влиянию в Исландии (Йон Видар Сигюрдссон).
Польская медиевистика представлена научными школами университетов Варшавы, Кракова, Торуни, Познани, Лодзи, Вроцлава. Значимые труды по истории Средиземноморья написаны М. Маловистом, по истории «варварского мира» – К. Модзелевским, по истории власти в Западной Европе – С. Пекарчиком и В. Фальковским.
Начало научному историописанию в Венгрии было положено в 18 в. трудами учёных, систематизировавших и критически обработавших материал источников по венгерской истории (Д. Праем, М. Д. Ковачич и др.). К числу выдающихся медиевистов конца 19 – 1-й половины 20 вв. относятся М. Хорват, Б. Хоман и др. Медиевистика 2-й половины 20 в. представлена именами Д. Кришто (ранняя этнополитическая история Венгрии), Е. Сюча (история политической элиты), Ф. Сакая (Венгрия эпохи турецких войн). Центры венгерской медиевистики: Научно-исследовательский институт истории Венгерской АН, университеты Будапешта, Дебрецена, Печа, Сегеда.
Существенный вклад в изучение истории Придунавья и Причерноморья внесла румынская медиевистика (Н. Йорга, Г. Брэтиану, Ш. Папакостя, Ш. Андрееску и др.) с центрами в университетах Бухареста, Клужа, Ясс, Институте истории «Николае Йорга» Румынской АН.
Медиевисты Израиля исследовали вопросы истории Восточного Средиземноморья, средневековой торговли (Э. Аштор, Д. Якоби, Б. Арбель), евреев в Средние века (Я. Кац, Ш. Гойтейн, М. Бен-Сассон и др.).
Формирование медиевистики как специальной области научного знания и преподавания в отечественной науке началось на рубеже 1830–1840-х гг. в Московском университете, позднее в университетах Санкт-Петербурга, Харькова, Киева и Казани. Интерес в обществе к истории в целом и истории Западной Европы в частности стимулировался политической ситуацией, кризисом феодально-крепостнической системы, поисками ответов на вопросы о судьбах крестьянства и роли самодержавия.
Отечественная медиевистика
Отечественная медиевистика развивалась в рамках общеевропейской научной традиции, сохраняя своеобразие национальной школы. Первый русский медиевист Т. Н. Грановский и его ученики (П. Н. Кудрявцев, С. В. Ешевский) работали в рамках распространённого в Европе политико-правового направления в изучении истории, при этом во многом предвосхитили набиравший силу позитивизм. Представителей школы Грановского отличали признание за историей назначения науки, раскрывающей закономерности внутреннего развития общества, внимание к источникам и методике работы с ними, попытки комплексного видения исторического процесса с интересом как к материальным, так и духовным формам общественной жизни, а также намерение применить «социальный подход» к политической и духовной истории.
Позитивистское направление в отечественной медиевистике имело особый успех в области социально-экономической истории, которая со 2-й половины 1870-х гг. заняла ведущее положение. С социально-экономическими исследованиями связаны самые значительные достижения дореволюционной отечественной медиевистики, получившей в конце 19 в. международное признание. К старшему поколению представителей этого направления принадлежали воспитанники и профессора Московского университета Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, М. М. Ковалевский, Д. М. Петрушевский, выпускник Киевского университета И. В. Лучицкий. Отечественные медиевисты разрабатывали общинную теорию, особенностями которой были отказ от чисто юридического толкования проблемы происхождения общины и признание примата производственного фактора в этом процессе, гибкое решение вопроса о роли и соотношении общины и вотчины. Специалисты по социально-экономической истории также интересовались средневековой политической историей, чему способствовала острота политической борьбы в России накануне и после революции 1905–1907 гг. В контексте новаторских в то время попыток сопряжения политической и социальной истории исследовались общественный строй Англии в 13–15 вв., происхождение сословной монархии, социальная природа реформационного движения во Франции.
Отечественным медиевистам принадлежат труды по истории альбигойцев и их времени (профессор Казанского университета Н. А. Осокин), славяно-германских отношений и колонизации Мекленбурга (Д. Н. Егоров), средневековой Церкви (В. В. Болотов, А. П. Лебедев, И. И. Соколов, протоиерей Г. Флоровский и др.).
Кризис в области гуманитарных и естественных знаний конца 19 – начала 20 вв. не приобрёл в российской медиевистике масштабных форм; его проявления отразились, в частности, в творчестве младших представителей социально-экономического направления (Д. М. Петрушевский, А. Н. Савин и др.), знакомых с марксизмом или даже испытавших его влияние, но не принимавших его монизма, в увлечении модными тогда релятивистскими идеями, теорией «исторического круговорота».
В 1890-х гг. в отечественной медиевистике оформилось культурно-историческое направление. Деятельность его основных представителей – И. М. Гревса, О. А. Добиаш-Рождественской и особенно Л. П. Карсавина – была связана с Санкт-Петербургом. В Московском университете оно было представлено учеником П. Н. Кудрявцева – В. И. Герье. Эту группу исследователей отличало особое внимание к религиозным переживаниям личности и проблемам социальной психологии. Профессор Новороссийского университета (Одесса) П. М. Бицилли впервые в России начал исследовать категории средневековой культуры. Рационалистический подход к изучению культуры Возрождения предложили М. С. Корелин и Р. Ю. Виппер, занимавшийся также историей христианства и реформационного движения.
Октябрьская революция 1917 г. открыла новый период развития отечественной медиевистики. Многие выдающиеся медиевисты покинули страну. Некоторые из них, например Л. П. Карсавин, П. М. Бицилли и исследователь итальянских коммун Н. П. Оттокар, стали профессорами западных университетов, основателями научных школ. В 1920-х гг. марксизм утвердился в качестве монопольной официальной методологии отечественной исторической науки. Многих учёных постигли тяжёлые испытания: «проработки» с осуждением научных позиций, увольнение с работы, вынужденная эмиграция. Некоторые были расстреляны или погибли в лагерях. От репрессий пострадали: в Петрограде – И. М. Гревс, О. А. Добиаш-Рождественская, О. Л. Вайнштейн, Н. Н. Розенталь, В. Н. Бенешевич; в Москве – Д. М. Петрушевский, В. М. Лавровский, А. И. Неусыхин, Ф. А. Коган-Бернштейн, А. Э. Штекли. Жёсткие идеологические императивы в методологии определяли объект и манеру исследования, создавая веру в авторитеты и формируя неоправданный критицизм по отношению к западным и дореволюционным «буржуазным» трудам. Последнее, в свою очередь, вело к изоляции отечественной науки. Вместе с тем политизированная идеология не могла воспрепятствовать развитию науки. В силу самого объекта исследования медиевистика не была полностью изолирована от мирового исторического знания (что не решало проблему его адекватного восприятия). Предмет изучения медиевистики, необходимость высокого уровня профессиональной подготовки затрудняли научную спекуляцию; хронологическая отдалённость сюжетов, являвшихся предметом медиевистики, в определённой степени уводила учёных от острых коллизий политической борьбы.
Распространение марксизма в 1920-х – начале 1930-х гг. имело следствием утверждение вульгарно-социологического подхода к истории вместе с его издержками – выделением классовой борьбы в качестве доминанты и недооценкой докапиталистических обществ как «неактуальных» для научных исследований. Ситуацию осложняла ломка организационной структуры науки и образования. Историю Средних веков перестали преподавать на историко-филологическом факультете МГУ, на сменившем его факультете общественных наук (ФОН, 1919–1925) и позднее – на этнологическом факультете (1925–1931). В 1931–1934 гг. гуманитарные факультеты были исключены из МГУ – работавшие там историки-медиевисты объединены в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), просуществовавшем до 1941 г., а также в созданной на базе университета Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН, 1924–1929).
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1934 г. о преподавании гражданской истории восстановило медиевистику в университетах Москвы, Ленинграда, Горького, где были основаны специализированные кафедры истории Средних веков. Методическими, научно-исследовательскими центрами, а также важнейшими школами подготовки кадров отечественных медиевистов стали кафедры Средних веков в МГУ и ЛГУ. Сотрудниками этих кафедр были крупнейшие отечественные учёные – Е. А. Косминский, С. Д. Сказкин, Н. П. Грацианский, А. И. Удальцова, В. В. Стоклицкая-Терешкович, М. М. Смирин, А. И. Неусыхин (МГУ); М. В. Левченко, М. А. Гуковский, О. А. Добиаш-Рождественская, А. Д. Люблинская, В. И. Рутенбург (ЛГУ). Профессора университетов поддерживали традиционно тесные связи со внёсшими большой вклад в отечественную медиевистику учёными Института истории АН СССР. Медиевистика стала успешно развиваться в Московском государственном педагогическом институте имени Ленина (Н. П. Грацианский, В. Ф. Семёнов и др.), в Горьковском (С. И. Архангельский), Уральском (М. Я. Сюзюмов), Томском (А. И. Данилов) и других университетах. Со 2-й половины 1930-х и до конца 1960-х гг. исследования в области социально-экономической истории оставались приоритетными, что объяснялось задачами разработки марксистской концепции феодализма и критическим отношением к историографии 19 – начала 20 вв. с её представлениями о феодализме как о системе политических отношений.
В первые послевоенные десятилетия исключительную роль в разработке теории генезиса феодализма сыграл А. И. Неусыхин. Характеристика воссозданной им по источникам «древнегерманской общины» и выделение «дофеодального периода» как особого этапа в развитии первобытнообщинного строя по своему значению вышли за рамки западноевропейской истории. С середины 1950-х и до 1970-х гг. тема генезиса феодализма изучалась на материале остготской Италии и Византии (З. В. Удальцова), вестготской Испании (А. Р. Корсунский). Продолжились исследования по истории средневековой Германии (Л. Т. Мильская, А. И. Данилов), Англии и Норвегии (М. А. Барг, А. Я. Гуревич, К. Ф. Савело). Эти исследования подготовили выработку отечественными учёными типологической модели генезиса феодализма, компонентами которой были названы: наличие или отсутствие синтеза римского и варварского начал, характер этого синтеза, уровень развития варварских племён, продолжительность взаимодействия и др. Используя эту модель, Е. В. Гутнова и З. В. Удальцова разработали типологическую картину процесса феодализации на всей территории Европы.
В трудах Е. А. Косминского и С. Д. Сказкина продолжалось изучение общины и вотчины в условиях товарно-денежных отношений. В 1940–1960-х гг. возобновилось исследование истории 16–17 вв.; были созданы труды по социально-политической истории Франции (Б. Ф. Поршнев и А. Д. Люблинская), социально-экономической и политической истории Англии (С. И. Архангельский, В. Ф. Семёнов) и Германии (М. М. Смирин). Началось изучение крестовых походов (М. А. Заборов). Большой вклад в развитие медиевистики в целом вносило византиноведение.
Картину социально-экономической истории средневекового общества дополнили труды исследователей городской истории, заложившие основы отечественной урбанистики. Инициатива и исключительная роль в оформлении её в качестве специального направления принадлежала В. В. Стоклицкой-Терешкович (МГУ), которая стремилась раскрыть феодальную природу города, исследовав его возникновение, организацию ремесла, специфику городского сословия.
В 1960–1980-х гг. заметно расширились географический ареал и тематика медиевистики. Изучалась история раннесредневекового города (А. А. Сванидзе, Я. А. Левицкий и др.), появились труды по истории города и деревни в Италии (Л. А. Котельникова, В. И. Рутенбург, А. Д. Ролова, М. Л. Абрамсон, В. В. Самаркин и др.), Германии (В. Е. Майер), Франции (Ю. Л. Бессмертный, Я. Д. Серовайский), Англии (Я. А. Левицкий, А. А. Кириллова, Л. П. Репина), Ирландии (Т. С. Осипова, Ю. М. Сапрыкин), Испании (О. И. Варьяш, С. Д. Червонов). В Саратовском университете С. М. Стам возглавил научный центр урбанистики (с 1968 издаётся ежегодник «Средневековый город»), в Горьком появился центр по изучению истории Средиземноморья и Англии (Н. П. Соколов, Е. В. Кузнецов). Органической частью социально-экономических исследований стали разработки темы товарного производства и генезиса капитализма (М. М. Смирин, В. И. Рутенбург, А. Н. Чистозвонов и др.). В. П. Шушарин и Т. П. Гусарова начали изучение венгерского, Л. Е. Семёнова – румынского Средневековья. Утвердилась важная особенность национальной школы медиевистов (которая отличает отечественную медиевистику и сегодня) – разнообразие страноведческой специализации.
Тенденция к изучению преимущественно социально-экономической истории была в известной мере уравновешена оформлением направления политической и государственной истории. Историю государства раннего Средневековья всесторонне исследовал А. Р. Корсунский. Традицию изучения сословной монархии на английском материале возродила Е. В. Гутнова. Сложились школы по изучению абсолютной монархии на английском, французском и испанском материале (С. Д. Сказкин, В. В. Штокмар, А. Д. Люблинская, Б. Ф. Поршнев, А. Н. Чистозвонов, В. Н. Малов и др.). Была начата разработка темы сословной монархии на французском материале с акцентировкой социальной природы этой формы государства (Н. А. Хачатурян). Исследованием политической организации Священной Римской империи занимался Н. Ф. Колесницкий.
Кафедра ЛГУ (М. А. Гуковский, А. И. Хоментовская, Г. Л. Курбатов, А. Н. Немилов) сохранила и приумножила дореволюционные традиции в области культурной и духовной истории Средневековья. В Москве при содействии С. Д. Сказкина научным центром по изучению культуры Возрождения стала кафедра МГУ. Ученице Сказкина Н. А. Сидоровой принадлежало исследование специфики городской культуры Франции и творчества П. Абеляра. Важную часть исследований духовной жизни средневекового общества составили работы, посвящённые движениям, оппозиционным католической Церкви (ересям) в эпоху классического Средневековья, и реформационным движениям в его поздний период (С. Д. Сказкин, В. В. Самаркин, В. Л. Керов, Б. Я. Рамм, М. М. Смирин). В трудах Е. В. Гутновой и Ю. М. Сапрыкина поднимались проблемы крестьянского сознания и идеологии. Большой вклад в изучение социальной психологии и ментальности средневекового общества, его народной культуры и господствующих представлений внёс А. Я. Гуревич. Сложилось целое направление по изучению истории культуры европейского Возрождения (Л. М. Брагина, М. Л. Абрамсон, А. Х. Горфункель, Л. М. Баткин, А. Э. Штекли, В. М. Володарский, О. Ф. Кудрявцев, М. А. Юсим, Н. В. Ревякина, С. М. Стам, Н. И. Девятайкина, И. Я. Эльфонд, И. А. Краснова).
Несколько изданий университетского учебника по истории Средних веков, созданных при участии Е. А. Косминского, С. Д. Сказкина и др., отразили процесс развития науки и заложили фундамент преподавания этой дисциплины в университетах. Задачи преподавания медиевистики обусловили исследования историографии (О. Л. Вайнштейн, Е. А. Косминский, Е. В. Гутнова, З. В. Удальцова, Г. Л. Курбатов, М. В. Алпатов, А. И. Данилов, Б. Г. Могильницкий). Ученик А. И. Неусыхина Данилов основал центр по изучению историографии в Казанском и Томском университетах.
Важный вклад в развитие вспомогательных дисциплин и публикацию источников внесли кафедра ЛГУ и Ленинградское отделение Института истории АН СССР (труды О. А. Добиаш-Рождественской, А. Д. Люблинской, Е. Ч. Скржинской, В. И. Рутенбурга, Л. И. Киселёвой, В. И. Мажуги).
С конца 1950-х – в 1960-х гг. в отечественной медиевистике происходил постепенный отказ от огульной критики зарубежной историографии, связанной с представлением об общем кризисе «буржуазной» науки. С середины 1950-х гг. возродились контакты советских и зарубежных учёных (участие в международных конгрессах в Риме, Стокгольме, Вене, Москве, организация проблемных конференций, восстановление практики командировок для работы в зарубежных архивах и научных центрах, публикации отечественных учёных в зарубежных изданиях). На иностранные языки были переведены труды Е. А. Косминского, М. М. Смирина, А. И. Неусыхина, Б. Ф. Поршнева, позднее – Л. А. Котельниковой, А. Д. Люблинской, А. Я. Гуревича, С. П. Карпова и др., а также первый в послевоенный период коллективный обобщающий труд, отразивший марксистскую концепцию истории западного Средневековья, – «Всемирная история» (т. 3–4, 1957–1958).
Важным явлением в развитии науки в 1940–1960-х гг. стали дискуссии о феодальной собственности и месте внеэкономического принуждения в системе феодальных отношений, о природе средневекового города, товарного производства и роли последнего в генезисе капитализма, о роли классовой борьбы, природе Возрождения и гуманизма, Реформации и Крестьянской войны 1524–1525 гг. в Германии. Под знаком «охранительных» тенденций прошли дискуссии на рубеже 1960–1970-х гг. о генезисе и природе феодализма, в ходе которых резкой критике подверглись М. А. Барг, А. Я. Гуревич, Ю. Л. Бессмертный.
Преодоление постепенно наступающего кризиса в медиевистике было связано с политическими изменениями в стране, периодом «оттепели» и особенно с политикой перестройки. С обретением наукой свободы выбора методологии в начале 1990-х гг. был положен конец монополии марксизма. В условиях отхода от идеологического диктата и жёсткого администрирования происходило поощрение научной инициативы, что привело к очевидному росту исследовательской и издательской активности, также резко увеличилось количество переводов на русский язык источников и иностранной научной литературы.
В отечественной медиевистике с начала 1990-х гг. выделяется несколько основных исследовательских направлений. Изучение духовной жизни и культуры средневекового общества было представлено многочисленными научными центрами и группами в рамках Института всеобщей истории РАН (ИВИ РАН), столичных и региональных университетов: научного центра под руководством А. Я. Гуревича и его преемников; группа по изучению культуры Возрождения (Л. М. Брагина), группа по изучению микроистории (Ю. Л. Бессмертный, М. А. Бойцов) со своими печатными изданиями, научная группа «Власть и общество» (Н. А. Хачатурян), центр интеллектуальной истории (Л. П. Репина).
Организация научных усилий специалистов в области политической истории способствовала преодолению свойственной современной медиевистике недооценки роли политического фактора в общественном развитии, а также заметному обновлению тематики: изучение проблемы «властвования» в её социологическом и культурно-историческом аспекте, репрезентации и сакральной природы власти, эволюции природы власти и государства (Н. А. Хачатурян, О. В. Дмитриева, Т. П. Гусарова, О. С. Воскобойников в МГУ, Ю. П. Малинин, С. Е. Фёдоров, А. Ю. Прокопьев в СПбГУ, С. К. Цатурова в ИВИ РАН). Предметом исследований М. А. Бойцова стал политический символизм Средневековья.
Системный анализ периода перехода от Античности к Средневековью представлен в монографии И. С. Филиппова о южных областях Франции (Филиппов И. С. Средиземноморская Франция в раннее средневековье. Москва, 2000). В центре внимания И. С. Филиппова, а также М. В. Винокуровой, автора монографии, посвящённой Англии позднего Средневековья (Винокурова М. В. Мир английского манора. Москва, 2004), – мало изучаемые в современной отечественной медиевистике проблемы земельной собственности и судеб деревни.
Важное направление отечественной медиевистики – история экономических связей, торговли и торговых факторий, средневековой колонизации. Исследования в этой области осуществляет группа учёных под руководством С. П. Карпова, ведущих комплексное изучение истории регионов Средиземного и Чёрного морей как важной контактной зоны Востока, Западной и Восточной Европы. Большое внимание уделяется разработке вопросов истории мореплавания, финансов и нотариата, денежного обращения в Средневековье. Принципиально новым является системное привлечение материалов зарубежных (прежде всего итальянских) архивов и составление обширных баз данных источников. Печатный орган этого направления – периодическое издание «Причерноморье в средние века» (с 1991, М.; СПб).
Направление социальной истории характеризует существенное углубление картины социальной структуры общества и её эволюции с интересом к сословной стратификации, ремесленной, парламентской и университетской корпорациям, малым группам и общностям, истории повседневности (Н. А. Хачатурян, С. К. Цатурова, С. Е. Фёдоров, А. Ю. Прокопьев, В. А. Ведюшкин, Т. П. Гусарова и др.). Значительный вклад в изучение социальной и институциональной истории Франции 16 в. внесли труды П. Ю. Уварова.
В области урбанистики особое внимание уделялось цивилизационному контексту в истории города и раннему городу (А. А. Сванидзе, А. Л. Ястребицкая, Е. Н. Кириллова). В различных аспектах изучались и продолжают исследоваться международные отношения в период Средневековья: история Крестовых походов и государств крестоносцев на Востоке (С. П. Карпов, С. И. Лучицкая, С. В. Близнюк), Столетняя война 1337–1453 гг. (В. И. Райцес, Н. И. Басовская, О. И. Тогоева, Е. В. Калмыкова и др.), внешняя политика государств позднего Средневековья и раннего Нового времени (Ю. Е. Ивонин, О. В. Дмитриева и др.).
Важные исследования истории Скандинавских стран провели А. Я. Гуревич, А. А. Сванидзе, Е. А. Мельникова, С. Ю. Агишев и др., Великого переселения народов – В. П. Буданова, истории культуры Италии – В. И. Уколова, О. Ф. Кудрявцев и М. А. Юсим. Свидетельством обновления отечественной медиевистики является возрождение интереса к религиозной и церковной истории [С. Л. Плешкова, Г. М. Прохоров, митрополит Иларион (Алфеев), Н. Ф. Усков и др.], истории права (И. С. Филиппов, О. И. Варьяш, И. И. Шилова-Варьяш и др.). Гендерные исследования в области медиевистики проводит группа под руководством Л. П. Репиной. Средневековая геральдика стала объектом специальных исследований А. П. Черных, В. А. Антонова и др.
Большое внимание отечественные медиевисты уделяют «россике» – изучению материалов по истории нашей страны, хранящихся в зарубежных архивах и библиотеках. Важных результатов в этой области достигли Б. Н. Флоря, А. В. Назаренко, С. П. Карпов, Е. А. Мельникова, А. В. Подосинов, Т. Н. Джаксон, И. Г. Коновалова, О. Ф. Кудрявцев.
Происходящие изменения в исследовательской методике и природе изучаемых источников ведут к существенному расширению архивной базы, более интенсивному использованию информатики, данных специальных исторических дисциплин, памятников искусства, применению текстологического анализа с использованием достижений филологических наук.
Крупные школы отечественной медиевистики созданы в академических институтах истории Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, в МГУ, СПбГУ, РГГУ, Московском государственном открытом педагогическом университете (ныне МПГУ); в Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Иванове, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Смоленске, Ставрополе, Томске, Тюмени.
Силами главным образом кафедры истории Средних веков МГУ имени М. В. Ломоносова под редакцией С. П. Карпова опубликовано 8 изданий университетского учебника по истории Средних веков (1997–2010). Под редакцией Л. М. Брагиной создан первый в стране учебник по культуре Возрождения 16 в. (История культуры стран Западной Европы в эпоху возрождения. Москва, 1999). В 2003 г. под редакцией А. Я. Гуревича опубликован «Словарь средневековой культуры».
Органом, координирующим исследования отечественных медиевистов, является издание «Средние века» [М.; ответственные редакторы: А. Д. Удальцов (1942), Е. А. Косминский (1946–1959), С. Д. Сказкин (1959–1973), А. И. Данилов (1975–1982), В. И. Рутенбург (1983–1989), А. А. Сванидзе (1990–2007), П. Ю. Уваров (с 2007)]. Проблемам медиевистики уделяется большое внимание в академических изданиях «Вспомогательные исторические дисциплины» (с 1968, Л.), «Археографический ежегодник» (с 1958, М.), «Одиссей: Человек в истории» (с 1989, М.), «Казус: Индивидуальное и уникальное в истории» (с 1997–2020/2021, М.), «Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории» (с 1999, М.), «Адам и Ева: Альманах гендерной истории» (с 2001, М.), а также в многочисленных «Вестниках», трудах университетов, на сайтах научных школ и др.
Периодические издания зарубежной медиевистики
Печатные органы важнейших центров зарубежной медиевистики и журналы, систематически публикующие медиевистические исследования:
в Австрии: Medium Aevum Quotidianum (с 1982, Krems), Mitteilungen des Instituts für Österreichische Geschichtsforschung (1880–1922, Innsbruck; 1923–43, W.; 1944–47, Innsbruck; с 1948, Graz);
в Бельгии: Le Moyen Âge (1888–1935, P.; 1936–1940, P.; Brux.; с 1946, Brux.);
в Великобритании: Early Medieval Europe (с 1992, Harlow), English Historical Review (с 1886, Oxf.), Historical Journal (с 1923, L.; до 1958 под названием Cambridge Historical Journal), The Journal of Medieval and Early Modern Studies (с 1971, Durham; до 1996 под названием The Journal of Medieval and Renaissance Studies), Past and Present (с 1952, Oxf.), Scottish Historical Review (с 1903, Edinburgh), Transactions of the Royal Historical Society (с 1872, L.), Studia Celtica (с 1966, Cardiff);
в Венгрии: História (1979–92, Bdpst), Történelmi Szemle (с 1958, Bdpst), Századok (с 1867, Bdpst);
в Германии: Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters (с 1937, Weimar; Marburg; основан в 1820 под названием Archiv der Gesellschaft für Ältere Deutsche Geschichtkunde, Marburg), Das Mittelalter. Perspektiven mediävistischer Forschung (с 1996, B.), Frühmittelalterliche Studien (с 1967, B.), Hansische Geschichtsblätter (с 1871, Köln; W.; Wismar), Historische Zeitschrift (с 1859, Münch.), Zeitschrift für historische Forschung (с 1974, B.), Zeitschrift der Savigny-Stiftung (c 1861, Weimar; до 1880 под названием Zeitschrift für Rechtsgeschichte);
в Дании: Historisk tidsskrift (c 1840, Kbh.);
в Ирландии: Éigse: Journal of Irish Studies (с 1939, Dublin), Peritia: Journal of the Medieval Academy of Ireland (с 1982, Dublin);
в Испании: Anuario de Estudios medievales (с 1964, Barcelona), En la Espãna Medieval (с 1980, Madrid), Imago Temporis: Medium Aevum (с 2007, Lleida), Medievalia (с 1980, Barcelona), Medievalismo. Boletí n de la Socieda Espãnola de Estudios Medievales (с 1991, Madrid);
в Италии: Archivio Storico Italiano (с 1841, Firenze), Medioevo. Rivista di storia della filosofia medievale (с 1975, Padova), Nuova rivista storica (с 1917, Mil., R.), Rivista Storica Italiana (с 1884, Napoli i a.), Studi medievali (с 1928, Torino), Schede medievali (с 1981, Palermo), Quaderni medievali (1976–2005, Bari), Scrineum (с 2003, Pavia);
в Канаде: Medieval Studies (с 1939, Toronto);
в Нидерландах: Journal of Medieval History (с 1975, Amst.), Tijdschrift voor geschiedenis (с 1886, Groningen; Amst.);
в Норвегии: Collegium Medievale (с 1988, Oslo);
в Польше: Kwartalnik Historyczny (c 1887, Warsz.), Questiones Medii Aevi (с 1977, Warsz.; ныне под названием Quaestiones Medii Aevi Novae);
в Румынии: Revue des études sud-est européennes (с 1963, Buc.), Revue roumaine d’histoire (с 1962, Buc.);
в США: American Historical Review (с 1895, Wash.), Essays in Medieval Studies (с 1987, Chi., Morgantown, Illinois), French Historical Studies (с 1958, Raleigh), The Heroic Age: Journal of Early Medieval Northwestern Europe (электронная версия; с 1999, Belleville), Speculum (с 1926, Camb., Mass.), Traditio (с 1943, N. Y.), Viator (с 1970, Berk.);
во Франции: Annales. Histoire, Sciences Sociales (с 1994, P., основан в 1929 под названием Annales), Bibliothèque de l’École des Chartes (c 1839, P.), Cahiers de civilisation médiévale (с 1958, Poitiers), Journal of Medieval Studies (с 1996, Orléans; до 2008 под названием Cahiers de Recherches Médiévales), Mélanges de l’Ecole française de Rome. Moyen-Age, Temps modernes (1881–1988, Rome; до 1971 под названием Mélanges d’archéologie et d’histoire), Mélanges de l’Ecole française de Rome. Moyen-Age (с 1989, Rome), Médiévales (с 1982, Vincennes), Revue historique (с 1876, P.);
в Чехии: Český časopis historický (c 1953, Praha; до 1990 под названием Československý časopis historický); в Швейцарии – Schweizerische Zeitschrift für Geschichte (с 1951, Z.); в Швеции – Historiskt tidskrift (с 1881, Stockh.).
Международные издания: Mediävistik: Internationale Zeitschrift für interdisziplinäre Mittelalterforschung (c 1988, Fr./M. u. a., B.), Scrittura e civiltà (1977–2001, Torino a. o.), Micrologus: natura, scienze e società medievali (с 1993, P.; Turnhaut; Fl.).