#Термины теории музыкиТермины теории музыкиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТермины теории музыкиТермины теории музыкиНайденo 177 статейТерминыТермины Тенор-спинтоТе́нор-спи́нто (итал. tenore spinto, от spinto, буквально – подталкиваемый), разновидность высокого мужского голоса (тенора). По диапазону близок к лирическому тенору (tenore di grazia), но обладает бо́льшим весом, особенно в верхнем регистре. В отечественной литературе в качестве эквивалента используется понятие «меццо-характерный» тенор (см., например: Иванов А. П. Искусство пения. Москва, 2006. С. 37). Среди партий, предназначенных для тенора-спинто: Альфред, Герцог, Радамес («Травиата», «Риголетто», «Аида» Дж. Верди), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини). В числе певцов: Ф. Корелли, П. Доминго, Х. Каррерас, Г. М. Нэлепп, З. И. Анджапаридзе.Направления, стили, жанры в музыке Горизонтальный интервалГоризонта́льный интерва́л, музыкальный интервал, основание и вершина которого берутся последовательно. В элементарной теории музыки такой интервал называется мелодическим. Термин «горизонтальный интервал» применяется в тех случаях, когда мелодия как элемент фактуры в музыке не наблюдается, а интервалы есть.Термины Вертикальный интервалВертика́льный интерва́л, музыкальный интервал, основание и вершина которого берутся одновременно. В элементарной теории музыки такой интервал называется гармоническим. Термин «вертикальный интервал» применяется в тех случаях, когда тональная гармония в музыке отсутствует, а интервалы есть.Термины Diabolus in musicaDiabolus in musica (лат., буквально – дьявол в музыке), метафорическое обозначение тритона, якобы свойственное теории музыки «со времён Средневековья» (Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев и другие советские музыковеды). В действительности выражение регистрируется впервые только в 18 в. (например, в 1725 у И. Й. Фукса и в 1739 у И. Маттезона), раньше всего – в трудах А. Веркмейстера, причём у последнего оно применяется не только к тритону, но и к хроматическому полутону (апотоме) b–h.Жанры и формы. Техника композиции АккордикаАкко́рдика, аккордовый состав, характерный для музыкальных произведений одного композитора, одного жанрового или стилевого направления («аккордика К. Дебюсси», «аккордика О. Мессиана», «романтическая аккордика»).Термины Relatio non harmonicaRelatio non harmonica (с лат. – негармоничное соотношение), в теории контрапункта Возрождения и барокко – «чуждое гармонии» звуковысотное отношение, прежде всего, хроматический полутон и тритон; частично совпадает с понятием переченья.Термины ДирекционДирекцио́н (франц. direction – руководство, от лат. directio – направление), упрощённая партитура оркестрового или ансамблевого произведения с записью основных партий на 3–4 нотных станах с указанием инструментов. Партии транспонирующих инструментов приводятся в реальном звучании.Термины АтактаАта́кта, функция аккорда в хроматической тональности, основной тон которого лежит на секунду выше или ниже тоники. Атакта как тональная функция предполагает непосредственный контакт с тоникой (разрешение в неё или, напротив, следование сразу после неё). Различают верхнюю и нижнюю, полутоновую и целотоновую, мажорную и минорную атакты. Атакты широко использовались в 20 в. в русле тенденции включения в состав тональности всё большего количества периферийных созвучий (С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович и другие композиторы).Термины Прокофьевская доминантаПроко́фьевская домина́нта, специфическая для стиля С. С. Прокофьева диссонантная гармония. Реализуется в мажоре как сочетание доминантовой гармонии и мажорного трезвучия на VII ступени (нижней полутоновой атакты). Прокофьев не придерживается единого фактурного расположения и гармонического контекста оборота, но постоянно варьирует его. Пример изобретательных и разнообразных реализаций прокофьевской доминанты – балет «Ромео и Джульетта».Термины Фигурированный хоралФигури́рованный хора́л, орнаментированный хорал (от нем. figurierte Musik – фигурированная музыка), многоголосная обработка лютеранской церковной песни (см. Протестантский хорал). Отличается развитыми вокальными и инструментальными партиями. 12345