#Термины теории музыкиТермины теории музыкиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТермины теории музыкиТермины теории музыкиНайденo 199 статейТерминыТермины РуджероРудже́ро, остинатная модель в музыке позднего Возрождения и раннего барокко. Наибольшую популярность приобрела в Италии в конце 16 и в 1-й половине 17 вв. Среди авторов арий на Руджеро: Дж. Фрескобальди, Сиджизмондо д'Индия, А. Брунелли, А. Чифра. Инструментальную музыку на Руджеро в импровизационно-вариационных жанрах токкаты, партиты, каприччио, ричеркара, сонаты писали Дж. де Мак, Фрескобальди, Дж. М. Трабачи, Т. Мерула, А. Майоне, Дж. Дж. Капсбергер, С. Росси и многие другие композиторы 17 в.Термины ТонфильмТонфи́льм (от нем. Tonfilm, буквально – звуковое кино), метод аналоговой оптической звукозаписи, осуществляемой фотографическим способом на киноплёнке. Разработан в 1920-х гг. в Германии и США для звукового кинематографа. Обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением за счёт общего носителя. Тонфильмом также называется киноплёнка с фонограммой, сделанной по названному методу.Термины Органный регистрОрга́нный реги́стр, набор разновысотных труб одинакового тембра в органе. Основные типы органных регистров: лабиальные и язычковые; отдельный тип составляют диафонные регистры. Лабиальные регистры подразделяются на семейства флейтовых, принципалов и струнных. Язычковые регистры делятся на бьющиеся и свободные (проскакивающие). В зависимости от конструктивных особенностей выделяют деревянные и металлические, закрытые и открытые, многорядные (составные), разделённые, неполнорядные (неполные) регистры, передувающие (гармонические), тремолирующие, регистры en chamade.Термины ГлосаГло́са, фигура для украшения мелодии в испанской инструментальной и вокальной музыке 16–18 вв. Служит для заполнения мелодических интервалов, выписанных крупными длительностями, более мелкими. Примеры глос представлены в трактатах Д. Ортиса («Трактат о глосировании каденций и других оборотов в музыке для виолы да гамба», 1553), Т. де Санта Марии («Искусство игры фантазий как на клавишных инструментах, так и на виуэле», 1565), П. Чероне («Композитор и наставник: трактат о теоретической и практической музыке», 1613). В 16 в. слово «глоса» также обозначало вариации.Термины КондуктКонду́кт, средневековая латинская песня, в основном духовной тематики. Один из основных жанров периода арс антиква. В отличие от мотета и органума все голоса кондукта новосочинённые, техника cantus prius factus не применяется. Всего сохранилось более 860 кондуктов, половина из них – одноголосные. Развитые и достаточно сложные образцы жанра – 2-голосные и 3-голосные композиции, созданные в школе Нотр-Дам.Термины Перекрёстная настройкаПерекрёстная настро́йка, настройка струнных инструментов, при которой каждая следующая струна может быть настроена как выше, так и ниже предыдущей. Используется для облегчения аппликатуры аккордов. Встречается как у щипковых инструментов (среди них теорба, укулеле, чаранго), так и у смычковых (лира да браччо, лира да гамба).Термины ГунчэГунчэ́, китайская иероглифическая запись музыки; один из видов традиционной нотации. Восходит к эпохе Тан (618–907). Кроме Китая, распространилась в Японии, Вьетнаме, Корее. Каждый иероглиф соответствует ступени диатонического звукоряда. Гунчэ поныне используется в некоторых традиционных жанрах (китайская музыкальная драма куньцюй, южнокитайский наньинь и др.).Жанры и формы. Техника композиции Парафраза (в полифонии)Парафра́за, метод композиторской работы с первоисточником, характерный для вокальной полифонии Ренессанса. В наиболее зрелом виде принцип парафразы представлен в музыке 16 в., в основном в церковных жанрах (месса, мотет, магнификат). Предполагает использование одноголосного первоисточника, в качестве которого может выступать григорианский (либо протестантский) хорал, церковная или светская песня, псалмовый тон или тон библейской песни.Термины Музыка на случайМу́зыка на слу́чай (окказиональная музыка), музыка (обычно с участием хора, певцов-солистов), приуроченная к какому-либо событию. Сочиняется по случаю военной победы, интронизации светской аристократии и церковных иерархов, юбилея, погребения и т. д. Может быть написана в различных музыкальных жанрах: оратория, мотет, ода, кантата, кондукт, антем и др.Термины МелодикаМело́дика, совокупность мелодий, обладающих типичными для композитора или эпохи чертами. Слово относят к музыке преимущественно гомофонного (реже полифонического) склада 18–20 вв. Например, говорят о мелодике П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, Д. Д. Шостаковича, но не выделяют мелодику Перотина, Гильома де Машо, Жоскена Депре, К. Джезуальдо. 12345