#Термины теории музыкиТермины теории музыкиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТермины теории музыкиТермины теории музыкиНайденo 196 статейТерминыТермины ГлосаГло́са, фигура для украшения мелодии в испанской инструментальной и вокальной музыке 16–18 вв. Служит для заполнения мелодических интервалов, выписанных крупными длительностями, более мелкими. Примеры глос представлены в трактатах Д. Ортиса («Трактат о глосировании каденций и других оборотов в музыке для виолы да гамба», 1553), Т. де Санта Марии («Искусство игры фантазий как на клавишных инструментах, так и на виуэле», 1565), П. Чероне («Композитор и наставник: трактат о теоретической и практической музыке», 1613). В 16 в. слово «глоса» также обозначало вариации.Термины КондуктКонду́кт, средневековая латинская песня, в основном духовной тематики. Один из основных жанров периода арс антиква. В отличие от мотета и органума все голоса кондукта новосочинённые, техника cantus prius factus не применяется. Всего сохранилось более 860 кондуктов, половина из них – одноголосные. Развитые и достаточно сложные образцы жанра – 2-голосные и 3-голосные композиции, созданные в школе Нотр-Дам.Термины Перекрёстная настройкаПерекрёстная настро́йка, настройка струнных инструментов, при которой каждая следующая струна может быть настроена как выше, так и ниже предыдущей. Используется для облегчения аппликатуры аккордов. Встречается как у щипковых инструментов (среди них теорба, укулеле, чаранго), так и у смычковых (лира да браччо, лира да гамба).Термины ГунчэГунчэ́, китайская иероглифическая запись музыки; один из видов традиционной нотации. Восходит к эпохе Тан (618–907). Кроме Китая, распространилась в Японии, Вьетнаме, Корее. Каждый иероглиф соответствует ступени диатонического звукоряда. Гунчэ поныне используется в некоторых традиционных жанрах (китайская музыкальная драма куньцюй, южнокитайский наньинь и др.).Жанры и формы. Техника композиции Парафраза (в полифонии)Парафра́за, метод композиторской работы с первоисточником, характерный для вокальной полифонии Ренессанса. В наиболее зрелом виде принцип парафразы представлен в музыке 16 в., в основном в церковных жанрах (месса, мотет, магнификат). Предполагает использование одноголосного первоисточника, в качестве которого может выступать григорианский (либо протестантский) хорал, церковная или светская песня, псалмовый тон или тон библейской песни.Термины Музыка на случайМу́зыка на слу́чай (окказиональная музыка), музыка (обычно с участием хора, певцов-солистов), приуроченная к какому-либо событию. Сочиняется по случаю военной победы, интронизации светской аристократии и церковных иерархов, юбилея, погребения и т. д. Может быть написана в различных музыкальных жанрах: оратория, мотет, ода, кантата, кондукт, антем и др.Термины МелодикаМело́дика, совокупность мелодий, обладающих типичными для композитора или эпохи чертами. Слово относят к музыке преимущественно гомофонного (реже полифонического) склада 18–20 вв. Например, говорят о мелодике П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, Д. Д. Шостаковича, но не выделяют мелодику Перотина, Гильома де Машо, Жоскена Депре, К. Джезуальдо.Термины Эмансипация диссонансаЭмансипа́ция диссона́нса, процесс в гармонии 19 и 20 вв. Композиторы этого периода последовательно внедряли в свои сочинения акустические диссонансы (созвучия с биениями), придавая им значение мягкого ладового диссонанса и/или ладового консонанса (например, в джазе в функции тоники часто использовались большой мажорный септаккорд, нонаккорд, аккорды с добавленными и заменными тонами). В посттональной музыке, где нет различия ладовых диссонансов и консонансов (например, в Симфонии op. 21 А. фон Веберна), понятие «эмансипация диссонанса» теряет смысл.Термины ПропостаПропо́ста, в имитационных формах полифонической музыки начинающий голос. Пропоста излагает тематический материал, который передаётся вступающим за ней голосам (риспостам). В современной литературе термин обычно употребляется по отношению к имитациям и канонам.Термины Ряд (музыкальный термин)Ряд, 1) заданная (прекомпозиционная) последовательность звуков разной высоты, а также ритмических длительностей (в том числе пауз) и (изредка) динамических нюансов. 2) Термин «ряд» применяется также для передачи латинского термина ordo: в теории музыки 13–14 вв. этим словом обозначалось количество ритмических моделей (модусов) до паузы (в мензуральной нотации). 3) Т. н. аккордовые ряды – последовательность аккордов одинаковой структуры. В этом смысле термин употребляется для объяснения гармонии 19–20 вв. 12345