#Термины теории музыки
Термины теории музыки
Тег

Термины теории музыки

Термины теории музыки
Найденo 193 статьи
Жанры и формы. Техника композиции
Парафраза (в полифонии)
Парафра́за, метод композиторской работы с первоисточником, характерный для вокальной полифонии Ренессанса. В наиболее зрелом виде принцип парафразы представлен в музыке 16 в., в основном в церковных жанрах (месса, мотет, магнификат). Предполагает использование одноголосного первоисточника, в качестве которого может выступать григорианский (либо протестантский) хорал, церковная или светская песня, псалмовый тон или тон библейской песни.
Музыка
Термины
Эмансипация диссонанса
Эмансипа́ция диссона́нса, процесс в гармонии 19 и 20 вв. Композиторы этого периода последовательно внедряли в свои сочинения акустические диссонансы (созвучия с биениями), придавая им значение мягкого ладового диссонанса и/или ладового консонанса (например, в джазе в функции тоники часто использовались большой мажорный септаккорд, нонаккорд, аккорды с добавленными и заменными тонами). В посттональной музыке, где нет различия ладовых диссонансов и консонансов (например, в Симфонии op. 21 А. фон Веберна), понятие «эмансипация диссонанса» теряет смысл.
Музыка
Термины
Ряд (музыкальный термин)
Ряд, 1) заданная (прекомпозиционная) последовательность звуков разной высоты, а также ритмических длительностей (в том числе пауз) и (изредка) динамических нюансов. 2) Термин «ряд» применяется также для передачи латинского термина ordo: в теории музыки 13–14 вв. этим словом обозначалось количество ритмических моделей (модусов) до паузы (в мензуральной нотации). 3) Т. н. аккордовые ряды – последовательность аккордов одинаковой структуры. В этом смысле термин употребляется для объяснения гармонии 19–20 вв.
Музыка
Термины
Контрафактура
Контрафакту́ра, подтекстовка вокальной мелодии новыми стихами (или молитвословной прозой) взамен первоначальных. Различают три вида контрафактуры. Первый переводит оригинал из высокого эмоционально-тематического регистра в низкий (как правило, при замене литургического или паралитургического текста светским; приближает оригинал к пародии – иронической переделке), второй – из низкого в высокий (при замене светского текста церковным, который развивает христианскую тему или приурочен к какому-либо общественно значимому событию), третий оставляет эмоционально-тематический регистр оригинала без изменения.
Музыка
1
2
3
4
5