#Термины теории музыки
Термины теории музыки
Тег

Термины теории музыки

Термины теории музыки
Найденo 177 статей
Термины
Diabolus in musica
Diabolus in musica (лат., буквально – дьявол в музыке), метафорическое обозначение тритона, якобы свойственное теории музыки «со времён Средневековья» (Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев и другие советские музыковеды). В действительности выражение регистрируется впервые только в 18 в. (например, в 1725 у И. Й. Фукса и в 1739 у И. Маттезона), раньше всего – в трудах А. Веркмейстера, причём у последнего оно применяется не только к тритону, но и к хроматическому полутону (апотоме) b–h.
Музыка
Термины
Атакта
Ата́кта, функция аккорда в хроматической тональности, основной тон которого лежит на секунду выше или ниже тоники. Атакта как тональная функция предполагает непосредственный контакт с тоникой (разрешение в неё или, напротив, следование сразу после неё). Различают верхнюю и нижнюю, полутоновую и целотоновую, мажорную и минорную атакты. Атакты широко использовались в 20 в. в русле тенденции включения в состав тональности всё большего количества периферийных созвучий (С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович и другие композиторы).
Музыка
Термины
Прокофьевская доминанта
Проко́фьевская домина́нта, специфическая для стиля С. С. Прокофьева диссонантная гармония. Реализуется в мажоре как сочетание доминантовой гармонии и мажорного трезвучия на VII ступени (нижней полутоновой атакты). Прокофьев не придерживается единого фактурного расположения и гармонического контекста оборота, но постоянно варьирует его. Пример изобретательных и разнообразных реализаций прокофьевской доминанты – балет «Ромео и Джульетта».
Музыка
1
2
3
4
5