Гарбузов Николай Александрович
Га́рбузов Никола́й Алекса́ндрович [23.6(5.7).1880, Москва – 3.5.1955, там же], российский учёный-акустик, музыковед. Доктор искусствоведения (1940).
В 1906 г. окончил Санкт-Петербургский Горный институт императрицы Екатерины II, в 1916 г. – Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классам композиции А. Н. Корещенко и А. Д. Кастальского. С 1921 г. вёл исследовательскую работу в созданном при его непосредственном участии Государственном институте музыкальной науки (ГИМН, возглавлял его вплоть до ликвидации в 1931). Работал также в Государственной академии искусствознания (ГАИС, с 1931) и Институте музыкальной науки при Московской консерватории (с 1932, в 1934–1937 директор). В 1923–1951 гг. профессор по классу музыкальной акустики, в 1933–1948 гг. руководитель акустической лаборатории Московской консерватории. Один из организаторов (1944) Института истории искусств АН СССР (ныне Государственный институт искусствознания), возглавлял его музыкальный сектор.
В книге «Теория многоосновности ладов и созвучий» (ч. 1–2, 1928–1932) и других работах рассматривал музыкальную акустику как раздел современной теории музыки, непосредственно затрагивающий природу музыкальной гармонии. В дальнейшем сосредоточил внимание на музыкально-психологических и исполнительских проблемах.
Создал и обосновал оригинальную теорию слухового восприятия в исследованиях «Зонная природа звуковысотного слуха» (1948), «Зонная природа темпа и ритма» (1950), «Внутризонный интонационный слух и методы его развития» (1951), «Зонная природа динамического слуха» (1955), «Зонная природа тембрового слуха» (1956), где выявил художественное значение введённого им понятия зоны и внутризонных оттенков высоты звука, длительности, громкости и др. Согласно концепции Н. А. Гарбузова, музыкант-исполнитель – подлинный соавтор композитора, реализующий как композиторский, так и собственный замысел на уровне тонких оттенков выразительности, не фиксируемых в нотной записи (однако воспринимаемых слушателями и объективно регистрируемых акустическими приборами).
Редактор и автор ряда глав учебного пособия «Музыкальная акустика» (1940; 2-е издание 1954).
Среди учеников Н. А. Гарбузова – музыковеды и акустики С. С. Скребков, А. В. Рабинович, С. Г. Корсунский, И. Я. Рыжкин, Е. В. Назайкинский, Ю. Н. Рагс.
Автор музыкальных произведений (опера «Папесса Иоанна», фортепианные пьесы и др.).