Аль-Фараби
Аль-Фараби́, Абу Наср Мухаммед Фараби (перс. ابونصر محمد فارابی, араб. ابونصر محمد الفارابی) [около 870, Фараб (Отрар) на реке Сырдарья (Казахстан) или Фарьяб (Афганистан) – около 950, Дамаск], философ и учёный-энциклопедист, основоположник фальсафы. Почётное прозвание – Второй учитель (после Первого – Аристотеля).
Родился в семье тюркского военачальника (по одной версии, персидского происхождения). Образование по логике и философии получил в Харране (северное Междуречье), затем в Багдаде. Около 942 г. перебрался в Алеппо, где был окружён вниманием правителя Сайф ад-Даула из династии Хамданидов. Последние годы жизни провёл преимущественно в Алеппо и Дамаске.
Сочинения аль-Фараби охватывают все области философии, понимаемой им как всеобъемлющая система знания, «наука наук». Значительную их часть составляют комментарии к произведениям Аристотеля (ко всему циклу его логических работ: к «Риторике», «Поэтике», «Никомаховой этике», «Физике»), Платона («Законы»), Порфирия («Введение к "Категориям"» Аристотеля), Евклида, Птолемея. Среди историко-философских трактатов выделяются «Об общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля»; «Философия Платона и её части» и «Философия Аристотеля». Более 40 сочинений аль-Фараби посвящены логике, которую он считал пропедевтической дисциплиной, содержащей грамматику мышления. Классификация наук и их основные принципы рассматривались в трактатах «Существо вопросов», «Перечень наук» и «О происхождении наук».
В главном философском труде – «Взгляды жителей совершенного града», излагающем принципы метафизики, натурфилософии и политики, аль-Фараби исходил из того, что основоположения «благой религии» в идеальном государстве устанавливаются истинной философией (связь философии и религии обсуждалась также в трактате «О религии» и в посвящённой разъяснению философских терминов «Книге букв»). К этому труду примыкают этико-политические трактаты «Политика» («Гражданская политика»), «Афоризмы государственного деятеля», «Указание пути к счастью», «О достижении счастья».
В числе естественно-научных сочинений аль-Фараби – трактаты «О вакууме», «О некоторых принципах физики», «О необходимости искусства химии», «Об органах человеческого тела», «Об органах тела животного», «О тонкостях геометрических фигур», «О достоверном и недостоверном в приговорах звёзд» и др. Проблематичной остаётся принадлежность аль-Фараби трактата «Геммы мудрости», получившего широкое распространение в мусульманском мире и многократно комментировавшегося.
Теории музыки аль-Фараби посвящены «Большой трактат о музыке», «Книга ритмов», «Книга классификации ритмов», раздел «Перечня наук».
В религиозной философии аль-Фараби Первоначало сочетает в себе качества аристотелевского Ума-Перводвигателя и монотеистического Бога как Творца мира и промыслителя всех сущих. Возникновение Вселенной из Первоначала он описывал, синтезируя неоплатоническую концепцию эманации и аристотелевско-птолемеевскую космологию.
Вслед за Платоном аль-Фараби разработал учение об идеальном, «добродетельном» (фадила, араб. فاضيلة) городе-государстве (мадина, араб. مدينة, буквально – град, аналогично греческому полису), который имеет у него мировой характер. При этом, в отличие от платоновского «Государства», во главе такого града у аль-Фараби стоит не просто философ, но философ-пророк или его преемник – философ-имам, передающий жителям истины богооткровенной религии, следование которым должно обеспечить им благую участь. Образцовому граду противостоят 4 типа несовершенных градов: невежественный, нечестивый, переродившийся и заблудший. Жители невежественного града вообще не ведают истины и видят цель жизни в удовлетворении физических потребностей, плотских удовольствиях, богатстве, славе, власти и т. п. Жители нечестивого града имеют представление об истине, но ведут порочный образ жизни. Жители переродившегося града отошли от истинных воззрений и благих дел. Наконец, жители заблудшего града находятся во власти ложных представлений, преподанных самозваными лжепророками.
Согласно эсхатологической концепции аль-Фараби, духовное приобщение к Первоначалу и космическим разумам (отчасти достижимое ещё в земной жизни) доступно только душам жителей совершенного града. Жителям нечестивого града, а также предводителям переродившегося и заблудшего градов уготованы вечные муки. Души остальных жителей последних двух градов, а также жителей невежественного града после смерти прекращают своё существование.
В теории музыки аль-Фараби опирался преимущественно на пифагорейскую традицию древне-греческой гармоники и Птолемея. Экстраполируя греческие представления о звуковысотной структуре музыки на современный ему восточный музыкальный материал, он подобрал арабские аналоги греческим понятиям и терминам (например, трём родам мелоса и тетрахордам Совершенной системы), а в ряде случаев (как с микрохроматикой и с техникой мелодической композиции) расширил терминологию для характеристики феноменов, отсутствовавших у греков. Моделью для его ладовой теории служил гриф уда, а затем танбура. Для записи высоты звука использовал буквы арабского алфавита и цифры, для записи ритма – систему слогов.
Учеником аль-Фараби был видный христианский философ-перипатетик Яхья ибн Ади (ум. 974). Аль-Фараби оказал большое влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Мискавейха, Ибн Рушда и других мусульманских мыслителей. Сочинения аль-Фараби получили известность не только в мусульманском мире, но и в средневековой Европе, многие из них переводились на еврейский и латинский языки.