Гвидо Аретинский
Гви́до Арети́нский, Гвидо из Ареццо (Guido Aretinus, Guido d’Arezzo) (990-е гг. – после 1033, по другим данным, около 1050), итальянский музыкальный теоретик, педагог; монах-бенедиктинец. Одна из ключевых фигур средневековой музыкальной науки (значение его трактатов для западноевропейской музыки сравнимо лишь с трудами Боэция).
Жизненный путь
Все биографические сведения о Гвидо Аретинском, хронология и датировки его сочинений приблизительны. Предположительно получил образование в бенедиктинском монастыре Помпоза (близ Феррары), где руководил певческой школой и разработал новую систему обучения певчих, что вызвало неодобрение братии, и он был вынужден покинуть монастырь. Около 1025 г. переехал в Ареццо; работал в кафедральном соборе, где продолжил свою реформаторскую деятельность под покровительством епископа Теодальда, которому посвящён самый обширный трактат Гвидо – «Микролог» («Micrologus», 1026–1030; известно свыше 90 списков). Составил в собственной системе нотации антифонарий (ныне утерян), к которому сохранился прозаический «Пролог к антифонарию» («Prologus in antiphonarium»; другое название «Иные правила», «Aliae regulae», 1030–1031; по другой версии, антифонарий с прологом созданы еще в Помпозе). В учебнике «Правила в стихах» («Regulae rhythmicae», 1030–1031) также изложил, помимо основ теории музыки, принципы новой нотации.
По приглашению папы Иоанна XIX посетил Рим, где в его присутствии с успехом демонстрировал новшества и практическую пользу своего антифонария; вслед за тем произошло примирение с аббатом Гвидо Помпозским. Эти события Гвидо Аретинский описал в «Послании о незнакомом распеве» («Epistola de ignoto cantu», 1031–1032), адресованном его собрату в Помпозе Михаилу; в нём упоминаются все предыдущие сочинения и раскрывается принцип сольмизации. Позднее, по-видимому, удалился в монастырь близ Ареццо (возможно, монастырь камальдулов в Фонте-Авеллана). Ныне считается также автором «Послания архиепископу Милана» против симонии («Epistola Widonis ad archiepiscopum Mediolanensem», около 1031).
Вклад в развитие теории музыки
Гвидо Аретинский упорядочил музыкальную теорию своего времени и привёл её в соответствие с современной музыкальной практикой (помимо общепринятых авторитетов, вероятно, опирался на тексты известных ему анонимных трактатов начала 11 в.). В «Микрологе» используется октавная буквенная нотация, акцентирующая тождество ступеней через октаву, развивается идея их графической дифференциации с одновременным расширением объёма звукоряда. Значительное место отводится вопросам теории лада, в том числе подробно обсуждаются модальные функции (лат. affinitas vocum – родство звуков), ладовая мутация (лат. transformatio – трансформация), определяется роль финалиса как основного устоя лада. Особое внимание уделено мелодической композиции, предложен оригинальный метод сочинения мелодий – т. н. литерафония. Излагая теорию 2-голосного органума (диафонии), Гвидо устанавливает её композиционные принципы, вводит понятие «пригодности» ладов для диафонии, а также латинские термины occursus (новый, более свободный тип заключительной каденции) и organum suspensum (в современном понимании – перекрещивание голосов, первый нотированный пример педали, или органного пункта).
Практические новации Гвидо были направлены на интенсификацию и облегчение музыкального образования певчих. В реформированной «гвидоновой нотации» (термин Й. Смитса ван Васберге) невмы расположены на 2 линиях и между ними, «ключевые» звуковысоты C и F выделены цветом (жёлтый и красный соответственно; вниз от них звуки отстоят на полутон), что позволяет более точно фиксировать и визуально «считывать» мелодию, разучивать новые распевы самостоятельно и петь с листа. Для запоминания взаимоотношений звуков (их модальных функций) Гвидо ввёл мнемонические слоги, взятые из гимна святому Иоанну Крестителю (вероятно, самостоятельно сочинил мелодию на имеющийся текст, приписываемый Павлу Диакону); в нём начальные звуки первых 6 строк 1-й строфы образуют восходящий (натуральный, или «естественный») гексахорд от C, а мелодия даёт ясное представление об интервальном контексте каждого из этих звуков:
UT queant laxis,
REsonare fibris,
MIra gestorum,
FAmuli tuorum,
SOLve polluti,
LAbii reatum,
Sancte Johannes.
Переход из одного гексахорда в другой с заменой слогов (переосмысление функций) позднее был назван мутацией.
С 12 в. известна т. н. Гвидонова рука (схема расположения комбинаций звукорядных ступеней и слогов гексахордовой системы по спирали на суставах и кончиках пальцев левой руки). Принципы нотации Гвидо и сольмизационные слоги (с заменой UT на DО и добавлением SI) сохранили значение до наших дней.
Переводы трудов Гвидо Аретинского
В 19 в. изданы первые биографические исследования о Гвидо и переводы музыкально-теоретических сочинений на немецкий язык: «Микролога» (Schlecht. 1873; Hermesdorff. 1876), «Послания о незнакомом распеве» (Guido Aretinus. 1884) и всех трудов (кроме «Послания архиепископу Милана»; Die Schriften Guidos von Arezzo. 1888–1890).
В 20 в. осуществлены переводы и критические исследования трактатов на другие европейские языки: перевод «Микролога» на английский (Hucbald, Guido, and John on music ... 1978. P. 47–83) и французский (Guido Aretinus. 1993); «Правил в стихах», «Пролога к антифонарию» и «Послания о незнакомом распеве» – на английский (Pesce. 1999.); всех сочинений – на итальянский (Guido Aretinus. 2008).
Среди публикаций «Микролога» на русском языке – частичные переводы В. А. Федотова, Ю. В. Пушкиной и В. Г. Карцовника [Федотов. 1985. С. 106–112 (главы 18, 19), Пушкина. 2005. С. 41–48 (главы 7–9), Карцовник. 2009. С. 24–28 (главы 2, 3)]; полный перевод С. Н. Лебедева (Гвидо Аретинский. 2023. С. 221–283).
Переводы «Пролога к антифонарию» на русский язык выполнили Р. Л. Поспелова (Гвидо Аретинский. 2003. С. 48–67) и С. Н. Лебедев (Гвидо Аретинский. 2023. С. 66–79); последнему также принадлежат переводы «Правил в стихах» (Лебедев. 2018. С. 8–13) и «Послания о незнакомом распеве» (Лебедев. 2015. С. 121–145).
Память
Памятники Гвидо Аретинскому установлены во Флоренции, в Галерее Уффици (1847, скульптор Л. Ненчини), и в Ареццо, на площади Монаха Гвидо (1882, скульптор С. Сальвини). В его честь названы площадь в Брюсселе, улица в Милане, кратер на Меркурии (1976), электронная нотная тетрадь Gvido (Terrada Music Score, 2018).
В Ареццо создан Фонд Гвидо Аретинского (Fondazione Guido d’Arezzo, 1983); с 1952 г. проходит ежегодный Международный полифонический конкурс хоров имени Гвидо Аретинского (International Polyphonic Competition «Guido d’Arezzo»), с 1974 г. – Международный конкурс композиции имени Гвидо Аретинского [(Concorso Internazionale di Composizione «Guido d’Arezzo»), среди лауреатов – российские коллективы и авторы]; с 1984 г. проводится Национальный полифонический конкурс имени Гвидо д'Ареццо (Concorso Polifonico Nazionale «Guido d’Arezzo»), с 2007 г. – Международный музыкальный фестиваль (Guidoneum Festival) и вручение международной премии в области музыкального искусства (Premio Guidoneum), с 2016 г. – музыкальный фестиваль Guido Day (21 июня) и международная премия (Premio Internazionale Guido D’Arezzo) «За многолетнюю приверженность педагогической деятельности, направленной на развитие молодых музыкантов и популяризацию великого итальянского художественного наследия».