Барсова Инна Алексеевна
Ба́рсова И́нна Алексе́евна (род. 10.9.1927, Смоленск), российский музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств РФ (1994). Доктор искусствоведения (1978).
Родилась в семье фортепианного мастера. Её первым учителем по фортепиано стала Л. В. Станчинская (сестра композитора А. В. Станчинского), по теории музыки – Ю. И. Ольховский. В 1936–1937 гг. по инициативе друга родителей И. А. Барсовой, поэта В. Кудимова (М. Д. Богомолов) состоялся обмен письмами с Р. Ролланом. В 1937 г. семья переехала в Москву, и Барсова поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (ЦМШ). Окончив до начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. 4 класса ЦМШ, оказалась в эвакуации с матерью в посёлке Семсовхоз под г. Бугульма Татарской АССР (ЦМШ эвакуировала учеников в Пензу отдельно от родителей, и мать И. А. Барсовой приняла решение эвакуироваться штатно вместе со своим районом, чтобы не разделять семью); отец присоединился позднее. В Бугульме окончила 8 классов общеобразовательной школы (8-й класс был организован по её инициативе), музыкой продолжала заниматься самостоятельно. По возвращении в Москву в 1943 г. поступила в Музыкальное училище при консерватории на теоретическое отделение, где училась по гармонии у И. В. Способина, по фортепиано у Н. Л. Фишмана и В. А. Натансона, также брала уроки у Е. И. Месснера (композиция) и Е. Н. Авланти (фортепиано).
В 1946 г. поступила на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. Большое впечатление на неё произвели уроки чтения партитур в классе А. Л. Локшина; после его увольнения училась в классе Ю. А. Фортунатова. По фортепиано занималась у Л. М. Левинсон; среди других учителей: Р. И. Грубер, С. С. Скребков, В. О. Берков, Н. А. Гарбузов, Е. В. Гиппиус. Защитила дипломную работу о симфониях А. Дворжака (класс И. В. Способина, 1951), в аспирантуре в его же классе работала над диссертацией «Традиции русского классического симфонизма в ранних симфониях Скрябина» (защищена не была). Позднее защитила кандидатскую диссертацию «Ранние симфонии Густава Малера» (1970).
В 1953/1954 учебном году по приглашению Ю. А. Фортунатова стала преподавать на кафедре инструментовки предмет «чтение симфонических партитур». Помимо практических навыков, на уроках развивала у учеников чувство оркестрового стиля, понимание формообразующей роли оркестра в произведении, затрагивала вопросы из области истории и теории музыки. Читала лекции также на кафедрах истории зарубежной музыки и истории русской музыки, проводила авторские курсы. С 1981 г. профессор Московской консерватории. С 1998 г. работает на кафедре теории музыки.
В 1979–1991 гг. также профессор Горьковской консерватории имени М. И. Глинки, в 1995–1998 гг. профессор Белорусской академии музыки.
Воспитала многие поколения учеников; в их числе: А. Н. Лазарев, Б. Г. Тевлин, В. К. Полянский, М. В. Юровский, А. И. Рудин, C. А. Губайдулина, Ю. М. Буцко, А. П. Немтин, В. Г. Кикта, Е. М. Ботяров, Г. В. Григорьева, Е. Б. Долинская, Е. Г. Сорокина, Л. С. Дьячкова, Ю. В. Крейнина, Е. М. Левашёв, М. А. Сапонов, С. И. Савенко, А. С. Соколов, В. Н. Холопова, В. В. Медушевский, М. И. Нестьева, Н. А. Симакова, В. П. Варунц, Л. В. Кириллина, Р. А. Насонов, Г. И. Лыжов, Н. М. Зейфас, Г. А. Тимощенкова, М. И. Катунян, Т. А. Зенаишвили, Д. Р. Петров и многие другие.
В центре научных интересов И. А. Барсовой – творчество и личность Г. Малера. По заказу издательства «Музыка» вместе с мужем – филологом и переводчиком Сергеем Александровичем Ошеровым (1931–1983) – она подготовила к изданию письма и воспоминания композитора (Малер Г. Письма. Воспоминания. Москва, 1964). В последующие годы опубликованы книги «Симфонии Густава Малера: Монография» (1975, защищена как докторская диссертация), «Густав Малер. Письма» (Малер Г. Письма, 1875–1911. Санкт-Петербург, 2006) и многие другие научные работы, посвящённые композитору. В 1979 г., благодаря личной поддержке культур-атташе австрийского посольства, участвовала в Малеровском конгрессе в Вене. Член Международного общества Густава Малера в Вене.
Особый пласт в исследовательской работе И. А. Барсовой представляют отечественные музыканты 20 в., их сложные судьбы и творчество в контексте эпохи. Результатом стали публикации о А. В. Мосолове, Н. С. Жиляеве, И. М. Шиллингере, Л. А. Половинкине, Д. Д. Шостаковиче, Г. А. Канчели, сборник статей «Контуры столетия. Из истории русской музыки ХХ века» (2007) и множество других работ.
С 1970-х гг. разрабатывала методику изучения нотации эпохи барокко. В результате возник полноценный курс, который И. А. Барсова читает в Московской консерватории совместно с другими педагогами. Опубликовала книгу «Очерки по истории партитурной нотации» (1997).
Занимается музыкально-просветительской деятельностью. Участвует в конгрессах, симпозиумах и конференциях в России и за рубежом; ведущая теле- и радиопередач, автор энциклопедических статей. Член Союза композиторов РФ.