«Могучая кучка»
«Могу́чая ку́чка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа), творческое содружество русских композиторов во главе с М. А. Балакиревым, сложившееся в конце 1850-х – начале 1860-х гг. в Санкт-Петербурге.
Поначалу это было вольное объединение одарённых любителей; организаторский талант и музыкальная эрудиция М. А. Балакирева обусловили быстрый профессиональный рост участников кружка. Помимо Балакирева в «Могучую кучку» входили А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, примыкали к ней А. С. Гуссаковский, H. H. Лодыженский, Н. В. Щербачёв, со временем отошедшие от композиторской деятельности. Образное наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог В. В. Стасов в статье «Славянский концерт г. Балакирева» (написана по поводу концерта в честь славянских делегаций на Всероссийской этнографической выставке 1867). Термин «Новая русская музыкальная школа» предложен самими композиторами «Могучей кучки» в знак преемственности с искусством старших мастеров – М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Тесно связана с «Могучей кучкой» была Л. И. Шестакова (сестра Глинки и пропагандист его сочинений). Центром музыкально-просветительской деятельности «Могучей кучки» явилась Бесплатная музыкальная школа (создана в 1862 по инициативе Балакирева и Г. Я. Ломакина), в концертах которой исполнялись произведения членов кружка и близких ему по направлению русских и зарубежных композиторов. За рубежом кружок известен как «Группа пяти».
Деятельность «Могучей кучки» – важнейший этап в развитии русской музыки, определивший её пути в конце 19 – начале 20 вв. Её высшие достижения связаны с жанром оперы («Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Псковитянка», «Снегурочка» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова). В симфоническом творчестве композиторов «Могучей кучки» важную роль выполняют программно-изобразительные и жанровые элементы (симфонии Бородина и М. А. Балакирева; симфонические сочинения Римского-Корсакова). В камерном вокальном творчестве психологизм и поэтическая одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом. В камерных инструментальных жанрах произведения выдающейся художественной ценности были созданы только Бородиным (2 струнных квартета, фортепианный квинтет). В области фортепианной музыки колористическим своеобразием отличается фантазия «Исламей» Балакирева, глубиной, оригинальностью замысла и совершенством воплощения – цикл «Картинки с выставки» Мусоргского.
Опора на архаический фольклор (включая вновь открытые напевы северных былин, календарные и другие обрядовые песни), знаменный распев, напевы паралитургических духовных стихов, стилизация и цитирование (вслед за Глинкой) интонаций и ритмов восточной музыки обусловили особенности музыкального языка некоторых сочинений М. А. Балакирева, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Модализмы (в том числе симметричные лады), сложные метры, гармоническая и тембровая колористика, другие особенности ритма, гармонии и музыкальной формы, не вписывавшиеся в эстетические стереотипы западноевропейской классико-романтической музыки и прочно вошедшие в арсенал членов кружка, стали знаком национального своеобразия русской композиторской школы, способствовали её мировому признанию, оказав влияние, в частности, на французских композиторов. Принципы гармонизации народных песенных мелодий были выработаны Балакиревым в сборнике «40 русских народных песен» (на основе собственных записей, сделанных во время поездки по Волге с поэтом Н. Ф. Щербиной в 1860).