Гердер Иоганн Готфрид
Ге́рдер Иога́нн Го́тфрид (Johann Gottfried Herder) (25.8.1744, Морунген, ныне Моронг, Польша – 18.12.1803, Веймар), немецкий философ. В 1762–1764 гг. учился в Кёнигсбергском университете, где слушал лекции И. Канта и сблизился с И. Г. Гаманом. С 1764 г. учитель Домской школы и проповедник в Риге. В 1769 г. едет во Францию (Нант), откуда через Брюссель, Антверпен, Амстердам прибывает в Гамбург. В 1770 г. в Страсбурге произошла встреча с И. В. Гёте. В 1771–1776 гг. советник консистории в Бюккебурге, а с 1776 г. генерал-суперинтендент (глава лютеранской церкви) в Веймаре.
Творчество Гердера знаменует собой вершину немецкого Просвещения. Преодолевая в своём развитии ограниченность просветительного рационализма, Гердер пытается строить цельную картину мира с акцентом на историчности природного бытия и человеческого общества и непредвзятым рассмотрением многообразных культурно-исторических феноменов, картину, проникнутую эстетическими мотивами и глубоко эмоциональным отношением к миру. Уже первые работы Гердера – «О новейшей немецкой литературе» («Über die neuere deutsche Literatur», 1767) и «Критические леса» («Kritische Wälder», 1769) – выдвигают его в ряд ведущих немецких критиков и эстетиков. «Дневник моего путешествия...» («Journal meiner Reise…», впервые полностью опубликован в 1846), созданный во время поездки по морю во Францию, – культурфилософское сочинение, охватывающее всю тематику последующих работ Гердера. Рапсодичность и внутренняя незавершённость изложения, взволнованный слог – типичные черты работ Гердера. «Дневник...» проникнут ощущением нового взгляда на мир: время требует быть «не иудеем, арабом, греком, дикарём, мучеником, паломником, но быть именно просвещённым, осведомлённым, тонким, разумным, образованным, доброжелательным, наслаждающимся человеком» (Journal meiner Reise im Jahre 1769. Stuttg., 2002. S. 31). «Дневник...» заключает в себе эскиз философии истории Гердера: изначальная первозданность утрачивается с течением человеческой истории, в недрах самой же культуры вызревают разрушительные силы, способные её уничтожить.
В ранних сочинениях Гердера выявились такие важнейшие особенности его мысли, как синкретичность, направленность на «жизненно-практическое» и «живое» («органическая» концепция бытия; философия существует ради человека, совершенствования его личности и образа жизни). Гердер не придаёт большого значения философской системе как логической конструкции: впоследствии он решительно отверг критическую философию И. Канта, обрушившись на неё с позиций своей жизненно-практической философии. Религиозные взгляды Гердера предстают как колебание между теизмом и пантеизмом: он то рассматривает бытие, природу, человечество как нечто саморазвивающееся и самодостаточное, то допускает вмешательство и воздействие высшего начала. Для внутренних противоречий философии Гердера показательно, например, что, привлекая внимание к конкретности культурных форм, ценных своей самобытностью и своеобразием, он вместе с тем спешил переходить к «общечеловеческому», так что конкретное историческое наполнение эпохи начинало стираться.
После «Дневника...» 1769 г. философская мысль Гердера развивалась в нескольких направлениях: эстетика и теория поэзии, философия истории, философия языка, который предстаёт у Гердера как творческое создание человеческого разума («Abhandlung über den Ursprung der Sprache», 1772; русский перевод – «Начало языка. Исследование о происхождении языка», вып. 1, 1906). В начале 1770-х гг. Гердер становится одним из наиболее влиятельных мыслителей Германии, главным вдохновителем движения «Бури и натиска», ярким выражением идей которого явился изданный им сборнике «О немецком характере и искусстве» («Von deutscher Art und Kunst», 1773). Статьи Гердера об У. Шекспире и Оссиане в этом сборнике заложили основу нового отношения к народной поэзии как важнейшему проявлению неповторимого народного духа (ср. сборник Гердера «Народные песни» – «Volkslieder», Tl 1–2, 1778–1779). Библейские штудии Гердера («Древнейший документ человеческого рода» – «Älteste Urkunde des Menschengeschlechts», Bd 1–2, 1774–1776, и др.) развивают тот же комплекс представлений: Библия как продукт поэтического творчества народа и даже как национальный эпос. В сочинении «И ещё философия истории» («Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit», 1774) история человечества уподоблена древу, где народы древности образуют ствол, а более новые народы – ветви и веточки; история народов уподоблена жизни человека с его возрастами. В «Идеях к философии истории человечества» («Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit», Bd 1–4, 1784–1791, русский перевод 1977), проникнутых крайним оптимизмом, вся история рассматривается как последовательный процесс возвышения, роста и расцвета заложенных в бытие сил (характерен в этом отношении плавный переход от геологической истории Земли к сфере духа); человечество в целом устремлено к конечной цели – достижению гуманности и счастья, причём как природные катаклизмы, так и исторические бедствия носят характер необходимых и прискорбных эпизодов, лишённых окончательного трагизма, жизнь отдельного человека неуничтожима – его субстанция, перерождаясь, переходит лишь в более высокие, неведомые нам формы (идея «палингенесии», развивавшаяся Ш. Бонне). Продолжением «Идей...» явились «Письма к поощрению гуманности» («Briefe zur Beförderung der Humanität», Bd 1–10, 1793–1797). Диалог «Бог» («Gott», 1787), представлявший собой переложение философии Б. Спинозы и А. Шефтсбери, – гимн божественности природы и человека. Эстетические работы Гердера этого периода также проникнуты представлениями о духовно-материальном единстве, гармонии, нерасчленимой целостности и символичности бытия («Пластика» – «Plastik», 1778).
После издания «Идей…» Гердер оказался в глубоком конфликте с И. Кантом, рецензии которого на два первых тома вскрыли слабые стороны философии Гердера: прекраснодушие, конструирование на основании непроверенных гипотез, бездоказательный телеологизм (см.: Кант И. Сочинения. М., 1966. Т. 6). Антикантовскую направленность (с позиций морально-философского эмпиризма) имеют многие сочинения Гердера конца 1790-х гг. («Метакритика критики чистого разума» – «Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft», 1799; «Каллигона» – «Kalligone», Bd 1–3, 1800, критика эстетики Канта).
Идеи Гердера к концу 18 в. стали почти всеобщим достоянием. Гердер сумел в отчётливой и доступной форме синтезировать многогранные естественно-научные и философские искания 18 в., сформулировать идею органического развития мира, прослеживая её и в неживой, и в живой природе, в человеческой истории – как бы на разных уровнях единого мирового организма. При этом различные направления немецкой мысли акцентировали ту или иную сторону философии Гердера. Так, романтики в полную меру восприняли значение национальных форм духовной культуры, ослабив общегуманистический пафос Гердера, тогда как в философии Г. В. Ф. Гегеля на новом уровне восстанавливается исторический универсализм Гердера. Влияние Гердера сказалось на всём последующем развитии немецкой мысли, вплоть до философии жизни и философской антропологии 20 в. Наконец, идеи Гердера нашли особо благоприятную почву для усвоения в Восточной и Юго-Восточной Европе, в славянском мире. Сам прикоснувшийся к славянскому миру в юности (в Восточной Пруссии во время Семилетней войны, и особенно в Риге, принадлежавшей Российской империи; в «Дневнике...» Гердер мечтал о том, что вернётся в Ригу «добрым духом Лифляндии», её «реформатором»), Гердер почувствовал в нём свежие энергии исторического развития (так, Украина представлялась ему в этом отношении «новой Грецией»). Философия истории Гердера была широко воспринята в славянских странах; в частности, она нашла отражение в творчестве Н. В. Гоголя и особенно Л. Н. Толстого.