Бах Карл Филипп Эмануэль
Бах Карл Фили́пп Эмануэ́ль (Carl Philipp Emanuel Bach) (8.3.1714, Веймар – 14.12.1788, Гамбург), немецкий композитор, клавесинист, музыкальный теоретик. Был известен как «берлинский» или «гамбургский» Бах. Один из главных представителей предклассического «чувствительного», или галантного стиля.
Сын и ученик И. С. Баха. В 1723–1731 гг. учился в школе при церкви Святого Фомы в Лейпциге (Томасшуле), где служил его отец. Изучал право в университетах Лейпцига (1731–1733) и Франкфурта-на-Одере (1734–1738). С 1740 г. служил в Берлине (Потсдаме) клавесинистом капеллы Фридриха II. Добившись отставки у Фридриха II, Бах в 1768 г. сменил умершего Г. Ф. Телемана на постах кантора латинской школы (Gymnasium Joanneum) и музикдиректора в Гамбурге. Обучал мальчиков, обеспечивал регулярное исполнение музыки в 5 церквах и музыкальное сопровождение важных городских событий. Учредил публичные концерты, в которых исполнял произведения Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Телемана, свои собственные; выступал как импровизатор.
В Гамбурге написаны около 100 произведений церковных жанров (ранее, в 1749, сочинён Магнификат): «Страсти» (всего около 20), кантаты, оратории (в том числе «Израильтяне в пустыне», 1775, «Воскресение и вознесение Иисуса», 1778), мотеты, псалмы, хоралы, литании. Главной для Баха, однако, оставалась клавирная, камерно-инструментальная (в том числе с участием клавира) и камерно-вокальная («Духовные песни» на тексты К. Штурма) музыка. Многие из его клавирных сочинений рассчитаны на выразительные возможности клавикорда – любимого инструмента Баха. Отражал в своём творчестве настроения немецкого сентиментализма, с представителями которого (поэтами Ф. Г. Клопштоком, М. Клаудиусом, И. Г. Фоссом) Бах был лично знаком, как и со «штюрмером» Г. В. Герстенбергом. Влияние музыки Баха испытали композиторы венской классической школы.
Среди сочинений: свыше 40 концертов для 1 или 2 клавиров с оркестром, свыше 30 сонатин для клавира с инструментальным ансамблем, около 20 сонат для духовых и струнных инструментов с облигатным клавиром, свыше 20 клавирных дуэтов; для клавира соло – около 200 сонат [в том числе 6 «Прусских» (посвящены королю Пруссии, 1742–1743), 6 «Вюртембергских» (посвящены герцогу Вюртембергскому, 1744), 6 «сонат с варьированными репризами», 1760] и сонатин, концерты, рондо, фантазии, фуги, вариации, «симфонии», «сольфеджио», менуэты, полонезы, марши; для различных инструментальных ансамблей – около 20 симфоний, около 20 сонат, свыше 30 трио-сонат; для голоса с сопровождением – свыше 100 песен. В трактате «Опыт истинного искусства клавирной игры» («Versuch über die wahre Art das Klavier zu spielen», 1753–1762) проявил себя как крупнейший теоретик клавирного искусства.
Сын К. Ф. Э. Баха – Иоганн Себастьян Бах Младший (1748–1778), художник-график.