Пальчиков Николай Евграфович
Па́льчиков Никола́й Евгра́фович [27.2(11.3).1838, село Николаевка Мензелинского уезда Оренбургской губернии, ныне Мензелинского района Республики Татарстан – 25.9(7.10).1888, близ Самары], собиратель русских народных песен.
Из семьи помещиков Пальчиковых. По окончании Казанского университета вернулся в Николаевку (около 1858), занимался сельским хозяйством, был назначен мировым посредником. Пальчиковы владели Николаевкой с 1-й четверти 19 в. (русское село основано помещиками Можаровыми в 1780-х гг. на купленных ими землях, на месте татарской деревни Тауборын, и заселено их крепостными; в 1865 село в составе Мензелинского уезда вошло в Уфимскую губернию).
В течение почти 30 лет Н. Е. Пальчиков работал над записью многоголосных песен от николаевских жителей. Песни – образцы предуральской (западноуральской) переселенческой традиции – вошли в сборник «Крестьянские песни, записанные в с. Николаевке, Мензелинского уезда, Уфимской губернии, Н. Пальчиковым» (1888, 2-е издание 1896). Согласно сведениям, озвученным собирателем в 1887 г. на выступлении в Этнографическом отделе Императорского Русского географического общества, николаевские крестьяне были переселены из Пензенской, Тамбовской и Смоленской губерний. Пальчиков подготовил сборник и представил его в Петербург «на просмотр»; на высказанные замечания дал «необходимые объяснения» по поводу приёмов записи и изложил собственные наблюдения, касающиеся природы местного многоголосия (Пальчиков. 1888; Пальчиков. 1896. С. IV). Сборник был впервые опубликован вскоре после смерти собирателя, в том же году, его братом Анатолием Евграфовичем Пальчиковым (чиновником Петербургского лесного департамента).
Вначале Н. Е. Пальчиков записал несколько десятков песен от одной певицы и сопроводил их аккомпанементом, однако через некоторое время пересмотрел метод записи в пользу наиболее точного воспроизведения: «...Мне эти песни очень нравятся и любимым моим желанием было записать их, и притом так, как поют крестьяне, или по возможности близко к их пению...» (Пальчиков. 1896. С. 4; курсив в оригинале. – О. Ф.). Нотация песен, вошедших в сборник, осуществлялась им по слуху от отдельных участников хора, а затем сверялась с общим звучанием. Для записи многоголосия Пальчиков отобрал несколько человек, хорошо знавших местную традицию, а именно «стариков и старух, принимавших деятельное участие в хороводах до 1860 г. и имевших в то время репутацию песельников и песельниц. ...Еще оставшихся в живых... человек 10 или 12» (Пальчиков. 1896. С. VI). Таким образом, песни николаевских крестьян представлены в виде тщательно записанных, тактированных и сведённых в столбцы одноголосных вариантов (от 6 до 10); запись не является хоровой партитурой.
В результате многолетнего труда Н. Е. Пальчиков фактически пришёл к пониманию гетерофонной природы записываемого им многоголосия. «Из разговоров при записывании, мне выяснилась еще та особенность взгляда Николаевских певцов на песни, что они не делают никакого различия между песней одноголосной (для одного голоса) и хоровой. Они прямо говорили мне: "мы этого не разбираем", "все песни сообща поем", "каждую песню можно петь вместе". Вот эти "сообща", "вместе", указывают на то, что полным выразителем исполнения песни в Николаевке можно признать только хор, а отдельные певцы поют только как бы элементы или части песни, напевы, из которых в хоре вполне складывается вся песня. <...> Каждый голос воспроизводит по-своему напев (мелодию), и сумма-то этих напевов составляет то, что следовало бы назвать "песней", так как она воспроизводится вся, со всеми оттенками, исключительно только в крестьянском хоре, а не при единоличном исполнении» (Пальчиков. 1896. С. VI–VII).
125 песен сборника собиратель разделил «по отделам, как их делит народ» (Пальчиков. 1896. С. 7), то есть в соответствии с годовым кругом: 1) весенние (вёшние): хороводные (с игрой, без игры, ходовые); троицкие и семицкие; 2) протяжные (проголосные); 3) свадебные; 4) величальные; 5) частые (скорые: шуточные, игровые на посиделках и плясовые); 6) святочные. Издатель (А. Е. Пальчиков) сообщает в предисловии к изданию 1888 г. (перепечатано в 1896), что в сборник вошло более 30 песен, текст которых не помещён ни в одном из просмотренных им 24 сборников разных авторов (список приведён в издании 1896 на с. X), и «около 80 совершенно неизвестных песенных напевов» (С. XI).
Сборник Н. Е. Пальчикова стал значительной вехой в изучении русского народного многоголосия. Публикация вызвала широкий отклик современников (перечень отзывов на первое издание см. на с. XVIII); в дальнейшем к нему часто обращались исполнители и исследователи.
В 1960 г. Кабинетом народной музыки Московской консерватории были организованы две экспедиции (зимняя и летняя) в село Николаевка под руководством С. И. Пушкиной, произведена многоканальная запись. В 1967 г. 10 певиц из Николаевки приняли участие в фольклорном концерте Союза композиторов РСФСР, несколько песен их репертуара записаны в Кабинете народной музыки. Девять песен опубликованы Пушкиной в сборнике «По следам Пальчикова» (Пушкина. 1978).
На территории села Николаевка сохраняется дом Н. Е. Пальчикова, памятник жилой архитектуры 2-й половины 19 в. (в 2007 отреставрирован).