Германия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Герма́нии, художественная культура Германии с древнейших времён до современного периода.
Искусство на территории Германии до 4 в.
На территории Германии найдены памятники первобытного искусства: палеолита (резные женские статуэтки, фигурки животных), неолита (керамика, фигурки людей и животных; также мегалитические сооружения, свайные постройки), бронзового и раннего железного веков. Начиная с 1 в. до н. э. на юге и западе Германии строились древнеримские лагеря (некоторые реконструированы – в баварском Пфюнце, гессенском Зальбурге) и города (современные Ахен, Вормс, Кёльн, Трир и др.; частично сохранились древнеримские сооружения).
Искусство Раннего Средневековья
Искусство периода Великого переселения народов (конец 4 – 7 вв.) представлено произведениями полихромного стиля и звериного стиля (украшения, литургическая утварь, книжные оклады).
Истоки немецкого (как и французского) национального искусства восходят к художественной культуре империи Карла I Великого, к «Каролингскому возрождению» (середина 8–9 вв.), центром которого был Ахен. В архитектуре этого времени черты раннехристианских и византийских построек соединялись с элементами германского декора и строительной техники. В форму базилики привнесены новые черты: вестверки (церковь монастыря Корвей, 873–885), наружные крипты (несохранившаяся церковь аббатства Фульда, около 790–819). Возводились императорские резиденции в г. Ингельхайм-ам-Райн, а также в Ахене; от последней сохранились фрагменты дворца и 16-гранная в плане дворцовая императорская Палатинская капелла (освящена в 805, архитектор Одо из Меца; готические хоры, 1355–1414). В изобразительном искусстве (мозаики купола собора в Ахене, 9 в.; фрагменты фресок в вестверке церкви в Корвее, конец 9 в., и церкви Святого Максимина в Трире, основана в 7 в., перестроена в 1680–1698; книжная миниатюра, созданная в скрипториях в городах Ахен, Реймс, Мец, Фульда; резьба по слоновой кости) преобладало влияние византийского искусства. Конная статуэтка Карла I Великого (бронза, начало 9 в., Лувр, Париж) ориентирована на античные образцы.
Искусство «Оттоновского возрождения» (середина 10 – середина 11 вв.) определило многие особенности немецкой художественной традиции. Саксонская школа сформировала тип 3-нефной базилики с вестверком и массивными башнями, с чередованием опор и малорасчленёнными стенами в интерьере: церкви Святого Кириака в г. Гернроде (после 961), Святого Михаила в г. Хильдесхайм (1010–1033), Святого Пантелеймона в Кёльне (964–980; вестверк конца 10 – начала 11 вв.). Скульптура выполнялась как в дереве и слоновой кости, так и в бронзе. В Хильдесхайме при епископе Бернварде (993–1022) была возрождена техника монументального литья (рельефы дверей церкви Святого Михаила, т. н. Хильдесхаймские врата, 1008–1015, ныне в соборе Хильдесхайма; колонна Бернварда, около 1020, там же). В живописи оттоновского времени возрастало византийское влияние; её отличают плоскостность изображений, искажения пропорций фигур, усиливающие экспрессивность образа [фрески монастырской церкви Святого Георгия в Оберцелле на о. Райхенау (около 1000); миниатюры местных школ в Трире, Фульде, Хильдесхайме, Кёльне, Регенсбурге, на о. Райхенау (Бамбергский Апокалипсис, начало 11 в., и др.)]. Те же тенденции характеризуют резьбу по слоновой кости и ювелирное искусство этого времени (реликварии, кресты и др.).
Романский стиль
В начале 11 в. в Германии на основе оттоновского искусства сложился романский стиль. Раннероманские постройки – имперский собор Святых Марии и Стефана в Шпайере (1030–1061, 1082–1106), церковь аббатства Лимбург-ан-дер-Хардт (1025–1045), западный фасад собора Святого Петра в Трире (до 1047), церковь Санкт-Мария-им-Капитоль в Кёльне (освящена в 1049 и 1065) и др. – отличаются многобашенным силуэтом, обширными криптами, наружным декором в виде карликовых галерей. Под французским влиянием была построена церковь Святых Петра и Павла в Хирзау (освящена в 1091). В позднероманском зодчестве возросла роль сводчатых перекрытий в интерьере и декоративных украшений в наружном облике сооружений [имперские соборы в Майнце (1081–1137) и Вормсе (1125–1181; западный хор – около 1170–1240); монастырская церковь Мария-Лах (1093–1177; земля Рейнланд-Пфальц), церкви Святых Апостолов (1-я треть 11 в., восточная часть после 1192) и Святого Мартина (1150–1172, 1185–1240) в Кёльне]. Переходными к готике являются соборы в Бамберге (строился с 1004, освящён в 1012; достраивался в 1186–1237), Наумбурге (1210–1242) и в Лимбург-ан-дер-Лане (около 1225–1235). К романской эпохе относится строительство многочисленных императорских, орденских и рыцарских замков (Вартбург близ г. Айзенах, сооружался с 12 в., и др.). Аскетическая строгость и плоскостность отличают раннероманскую скульптуру: деревянные распятия (Распятие Геро, 969–976, собор в Кёльне), статуи Мадонны с Младенцем («Мадонна епископа Имада», между 1051 и 1058, Музей епископства, Падерборн), рельефы (двери церкви Санкт-Мария-им-Капитоль в Кёльне, около 1065). Объёмность и динамика характеризуют саксонскую пластику 12 – начала 13 вв. (надгробие Генриха Льва и его супруги, Матильды, около 1230, собор Святого Власия, Брауншвайг). Византийское влияние заметно в рельефах церкви Богоматери в Хальберштадте (стукко, около 1200). Полного развития романский стиль достиг в рельефах ограды хора Святого Георгия Бамбергского собора (около 1230) и надгробиях Магдебургского собора (2-я половина 12 в.). В Кёльне сложилась крупная школа ювелирного искусства. В монументальной живописи осуществлялся более глубокий синтез византийских влияний с экспрессивными приёмами германского искусства (фрески монастырской церкви Прюфенинг близ Регенсбурга, 1130–1160; витражи Аугсбургского собора, середина 12 в., и др.).
Готика и Раннее Возрождение
Немецкая готика складывалась под французским влиянием с середины 13 в. На раннем этапе отдельные заимствованные из Франции готические элементы интегрировались в строящиеся романские постройки: собор в Магдебурге (возводился с 1209), центрическая церковь Либфрауэнкирхе (1227–1260) в Трире (1235–1253) и Святой Елизаветы в Марбурге (1235–1283). Под влиянием французского «лучистого стиля» сооружались соборы в Страсбурге и в Кёльне (строился с 1248), однако их отличают мощные башенные фасады; они знаменуют переход к зрелой немецкой готике. Для готической архитектуры Германии характерен особый тип однобашенного собора с устремлённым ввысь шпилем (соборы в городах Фрайбург-им-Брайсгау, около 1200 – начало 16 в.; Ульм, 1377–1543, 1844–1890). Своеобразие немецкой архитектуры выпукло проявилось в кирпичной готике, сложившейся на северо-востоке Германии в ганзейских городах: упрощённых в плане и в конструктивном отношении, но украшенных узорной кладкой церквах Святой Марии в Любеке (1251–1350; капеллы 14 в.; восстановлена в 1947–1959) и Корине (1275–1334). В период поздней готики полностью сформировался тип южногерманской зальной церкви [церкви Богоматери (Фрауэнкирхе) в Мюнхене (1468–1494), Святой Анны в Аннаберг-Буххольце (1499–1525)]; обильный декор приобрёл черты пламенеющей готики. Всё большее значение получала светская архитектура, возводились многочисленные ратуши (в Мюнстере, около 1320; в Брауншвайге, 1302 – 15 в.), каменные и фахверковые бюргерские дома, замки, городские укрепления.
Расцвет готической монументальной пластики пришёлся на середину 13 в. Скульптура порталов соборов в Бамберге (1225–1237), Страсбурге (около 1235), Магдебурге (около 1245) отличается от французских образцов лаконизмом, экспрессией, стремлением к противопоставлению архитектурных и скульптурных форм. Скульптура часто размещалась в интерьерах соборов – в Страсбурге («Колонна Ангелов», 1225–1230), Бамберге («Встреча Марии и Елизаветы» и т. н. Бамбергский всадник; все – 1220–1240), Наумбурге [12 фигур основателей храма, 1250–1260; рельефы «Страсти Христовы» на преграде (леттнере) западного хора, около 1250]. Для достижения большей выразительности статуи и рельефы раскрашивались. С середины 14 в. в скульптуре П. Парлера и мастеров его круга началась эмансипация скульптуры от архитектурных форм. На рубеже 14–15 вв. в рамках интернациональной готики созданы статуи «Прекрасные Мадонны» и скульптурные группы «Оплакивания». Середина 15 – начало 16 вв. – время расцвета створчатого резного алтаря, сочетающего сложную архитектоническую конструкцию с повествовательными рельефами (Х. Мульчер, Н. Герхарт, Э. Грассер, Й. Сирлин Старший, М. Пахер, Ф. Штос, Б. Нотке, М. Эрхарт и Г. Эрхарт). Резчики начала 16 в. (Т. Рименшнейдер, А. Крафт, А. Пильграм, П. Фишер Старший, С. Лайнбергер) завершали традицию средневековой скульптуры в то время, когда в живописи и графике, а также в скульптуре малых форм (Х. Даухер, К. Мейт) шло становление немецкого Возрождения.
Живопись Германии с конца 13 в. перенимала стиль французской готики; фрески уступали место витражам, а миниатюра приобретала светский характер, например иллюстрации к Манесскому кодексу (сборник поэзии миннезингеров; около 1300–1340, библиотека Гейдельбергского университета). С конца 14 в. главная роль перешла к алтарному образу; искусство мягкого стиля впитало богемские, французские, фламандские, бургундские влияния (Мастер Святой Вероники, Мастер Бертрам из Миндена, К. фон Зёст, Мастер Франке, С. Лохнер, Л. Мозер, Х. Мульчер, Б. Нотке). Живопись Германии 15 в. под воздействием искусства нидерландского и итальянского Раннего Возрождения постепенно отходила от условности готики. Художники 2-й половины 15 в. в рамках религиозной тематики искали новые приёмы для изображения природы, интерьера, передачи человеческих чувств (учитель А. Дюрера М. Вольгемут, Х. Плейденвурф). Эту же задачу решал появившийся в Германии в 15 в. новый вид искусства – гравюра (ксилография и резцовая гравюра), крупнейшим мастером которой был известный живописец М. Шонгауэр.
Эпоха Возрождения
В период 1490-х – 1530-х гг. в рамках Северного Возрождения складывалось немецкое ренессансное искусство. Его специфика – в сочетании заимствованных из Италии античной образности, рационалистической и антропоцентрической художественной системы с присущими немецкому искусству аналитической наблюдательностью, вниманием к субъективному и индивидуальному. С наибольшей полнотой идеи Ренессанса проявились в живописи, графике и теории искусства А. Дюрера, воплотившего в себе тип художника-учёного. Тенденции, синтетически объединённые в его творчестве, в разрозненном виде представлены в произведениях его современников, в искусстве которых заметны как ренессансные, так и позднеготические черты. Спиритуализмом пронизаны остроэкспрессивные работы М. Грюневальда; нидерландское влияние заметно в пейзажах и портретах Л. Кранаха Старшего. Художники дунайской школы (А. Альтдорфер, Х. Бальдунг Грин и др.) создали ранние пейзажи, заложив основы развития этого жанра в европейском искусстве. Как и Дюрер, многие живописцы были также графиками (Х. Бургкмайр, У. Граф и др.). Гуманизм, классическая ясность и гармония, а также точность индивидуальных характеристик отличают портреты Г. Гольбейна Младшего. Ряд гравёров по меди из-за малого формата своих произведений получили название малых мастеров (Г. Альдегревер, братья Х. З. Бехам и Б. Бехам, Г. Пенц и др.). Восприятие итальянского Возрождения с самого начала осуществлялось во многом сквозь призму маньеризма, который стал господствующим направлением в Германии 2-й половины 16 в. (Й. Амман, П. Флётнер, В. Ямницер и др.).
Архитектурные элементы, заимствованные из языка итальянского Ренессанса, использовались как декоративные в применении к готическим по конструкции и планировке сооружениям [надгробная капелла Фуггеров в церкви Святой Анны (1509–1518), Ратуша (1615–1620, интерьеры оформлялись до 1624, архитектор Э. Холль; обе – в Аугсбурге) и др.]. Светская архитектура сыграла ведущую роль в становлении ренессансных тенденций (дворцы в Дрездене, Торгау и Гейдельберге, ратуши в городах Ротенбург-об-дер-Таубер и Бремен). Ренессансные принципы проявились также в церковном строительстве (церковь Святого Михаила в Мюнхене, 1583–1597, архитектор Ф. Сустрис) и в регулярной планировке новых кварталов и городов (ремесленный квартал «Фуггерай» в Аугсбурге, 1516–1523, архитектор Т. Кребс; г. Ханау-ам-Майн, 1597; г. Фройденштадт, 1558–1634, архитектор Г. Шикхардт). К концу 16 в. в немецком зодчестве средневековые черты были окончательно вытеснены ренессансными, которые тем не менее быстро трансформировались в маньеристические.
Барокко и рококо
В 17 в. из-за Тридцатилетней войны в искусстве Германии наступил период упадка и эклектики (получившей теоретическое обоснование в трактате И. фон Зандрарта). Лишь в конце 17 – начале 18 вв., в связи с необходимостью восстановления разрушенных войной городов и возведения правительственных резиденций, в многочисленных княжествах Германии развернулось обширное строительство. С середины 17 в. развивался стиль барокко, привнесённый итальянскими, швейцарскими, французскими и нидерландскими архитекторами (Г. Кьявери и др.). Он воплотился в роскошных дворцово-парковых резиденциях [дворец епископа в Вюрцбурге (1719–1753, архитектор Б. Нойман), дворцовый комплекс Цвингер в Дрездене (преимущественно 1711–1722, архитектор М. Д. Пёппельман), дворцы в Берлине и Потсдаме и др.]. На севере Германии разрабатывались формы лютеранской церковной архитектуры. Живопись Германии в концу 16–17 вв. развивалась под влиянием голландской, фламандской и итальянской художественных школ. Немецкие художники учились и работали преимущественно за границей: А. Эльсхаймер – в Италии, К. Паудис (ученик Рембрандта) – в Австрии, Г. Неллер – в Англии.
Господствующим стилем в архитектуре 1-й половины 18 в. стало рококо, заимствованное из Франции; оно проявилось преимущественно в отделке интерьеров [восточное крыло дворца Шарлоттенбург в Берлине, 1740–1746; дворец Сан-Суси в Потсдаме, 1745–1747, оба – архитектор Г. В. фон Кнобельсдорф; дворец Амалиенбург дворцово-паркового ансамбля Нимфенбург в Мюнхене, 1734–1739, архитектор Ф. Кювилье Старший; паломническая церковь Вискирхе в Штайнгадене (Бавария), 1745–1754, архитекторы Д. Циммерман, И. Циммерман и др.]. В 18 в. в связи с размахом дворцового и церковного строительства развивалось монументально-декоративное искусство (скульптура и живопись братьев К. Д. и Э. К. Азам в Баварии, скульптура А. Шлютера в Пруссии, Б. Пермозера в Саксонии). В живописи наметилась натуралистическая тенденция (портретист Б. Деннер). Создавались барочные и рокайльные ювелирные (И. М. Динглингер) и фарфоровые (И. П. Мельхиор в Хёхсте; майсенский фарфор – И. И. Кендлер и др.) изделия, мебель (А. Рёнтген и Д. Рёнтген).
Классицизм
Как реакция на барокко и рококо в последней трети 18 в. сформировался немецкий классицизм; его развитие в искусстве было подготовлено эстетическими теориями Г. Э. Лессинга и И. И. Винкельмана. Первым и наиболее значительным классицистом в немецкой живописи был А. Р. Менгс; аллегорические и мифологические композиции создавал также А. Я. Карстенс, героические пейзажи – Й. А. Кох и Я. Ф. Хаккерт. Архитектура немецкого классицизма (т. н. прусский эллинизм) ориентировалась на античную классику (Д. Жилли, Ф. Жилли, Ф. В. фон Эрдманнсдорф, К. Г. Лангханс, Ф. Вайнбреннер и др.). Крупнейшие представители позднего классицизма – К. Ф. Шинкель и Л. фон Кленце – возводили общественные здания в Берлине и Мюнхене. В синтезе с архитектурой развивалась скульптура немецкого классицизма, прежде всего в Пруссии и Баварии (И. Г. Шадов, Л. фон Швантхалер). Близкий классицизму просветительский реализм раскрылся в жанровых картинах, гравюрах и иллюстрациях Д. Ходовецкого, живописном (И. Ф. А. и И. Г. В. Тишбейны) и скульптурном портрете (работы И. Г. фон Даннеккера, К. Д. Рауха).
Искусство 19 – начала 20 вв.
В начале 19 в. романтизм заявил о себе повышенной эмоциональностью мистических и пантеистических образов (портреты и жанровые сцены Ф. О. Рунге, пейзажи К. Ротмана, К. Д. Фридриха, К. Г. Каруса), а также национально-консервативными тенденциями. В 1810-х гг. сформировалось искусство назарейцев (И. Ф. Овербек, Ф. Пфорр, П. фон Корнелиус, Ю. Шнорр фон Карольсфельд и др.), обращавшихся к образам средневековой истории, стилистике итальянского кватроченто и немецкого Возрождения. Под их влиянием развивалось творчество поздних романтиков, отмеченное интересом к национальной истории и традиции (произведения А. Ретеля, Л. Рихтера, близкие бидермайеру работы М. фон Швинда, Г. Ф. Керстинга, К. Шпицвега, Ф. Крюгера, Ф. фон Райски, К. Блехена и Т. Хоземана). Черты идеализации присущи сложившейся под воздействием назарейцев дюссельдорфской школе (Л. Кнаус, А. Ахенбах, К. Ф. Лессинг, И. П. Хазенклевер, К. В. Хюбнер). Поздний романтизм вырождался в академическую эклектику и салонное искусство (исторические полотна В. фон Каульбаха и К. Т. фон Пилоти, портреты Ф. К. Винтерхальтера и Ф. фон Ленбаха), которым противостояли натурализм и реализм (В. Лейбль и его круг, М. Либерман), особенно полно и многосторонне представленный в живописи и графике А. фон Менцеля. Натурализм и эклектику отвергал неоидеализм «немецких римлян» 2-й половины 19 в., стремившихся возродить синтез искусств, монументальность, пластическое совершенство и «вечные образы» классического искусства (живописец Х. фон Маре, скульптор и теоретик искусства А. фон Хильдебранд).
Архитектура с середины 19 в. решала строительные задачи, обусловленные новыми функциями общественных зданий и сооружений (Саксонская государственная опера, 1838–1841, и Картинная галерея, 1847–1856, в Дрездене, обе – архитектор Г. Земпер). Возводились крупные строения с металлическими конструкциями, украшенные в русле исторических стилей (здание Рейхстага в Берлине, 1884–1894, архитектор П. Валлот). На рубеже 19–20 вв. архитектурная эклектика преодолена утверждением модерна (югендстиля; Б. Мёринг, А. Эндель), затем неоклассицизма (П. Беренс, Г. Тессенов), экспрессионизма (Э. Мендельсон, Х. Пёльциг, Б. Таут) и модернизма (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ). Развитие промышленности и развитие строительной техники, широкое применение металла и бетона способствовали появлению новых форм в немецкой архитектуре.
В живописи этого времени получили распространение импрессионизм (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт, Р. Штерль) и символизм, тесно связанный с югендстилем (М. Клингер, Ф. Эрлер) и Мюнхенским сецессионом (Ф. фон Штук). Немецкий постимпрессионизм представлен творчеством художников, работавших в Ворпсведе (О. Модерзон, П. Модерзон-Беккер, Г. Фогелер). Экспрессионизм, первое немецкое авангардное течение, открылся творчеством художников дрезденской группы «Мост», основанной в 1905 г. (Э. Хеккель, Л. Э. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф, позднее присоединились Э. Нольде, М. Пехштейн и О. Мюллер), и берлинской «Ноябрьской группы» (создана в 1918). Мюнхенские экспрессионисты, в 1911 г. объединившиеся в группу «Синий всадник» (Ф. Марк, А. Макке, уроженцы России А. Г. Явленский и В. В. Кандинский, и др.), вскоре пришли к абстракционизму. Группа «Рейнские экспрессионисты» 1920-х гг. (Г. Кампендонк, О. Панкок) продолжила искания предшественников. Скульпторы начала 20 в. Г. Кольбе и анималист А. Гауль, затем Г. Маркс разрабатывали классическую традицию; в 1910-е гг. В. Лембрук и Э. Барлах обратились к экспрессионизму; скульптурный авангард получил дальнейшее развитие в 1920-е гг. в творчестве Р. Беллинга, Э. Матаре, Э. Шарфа. Стилистика югендстиля в немецком декоративно-прикладном искусстве (Г. Обрист, Р. Римершмид, Б. Пауль, О. Экман) сменилась функционализмом предметов массового производства, проектируемых участниками Немецкого Веркбунда (основан в Мюнхене в 1907).
Искусство Веймарской республики
В период Веймарской республики, с 1919 г. крупнейшим учебно-творческим центром авангардного дизайна, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и др. стал Баухаус. В этот период возник немецкий вариант сюрреализма (М. Эрнст), абстракционизма (В. Баумейстер) и ряда других авангардных движений. В творчестве преемников сатирической графики В. Буша – карикатуриста Т. Т. Хейне и бытописателя городской бедноты Г. Цилле в начале 20 в. значительно усилились социально-критические тенденции. В годы Первой мировой войны и после неё острые антибуржуазные и антимилитаристские произведения создавали К. Кольвиц, Г. Гросс, О. Нагель, Джон Хартфилд и др. В 1928 г. художники-коммунисты Дрездена (Х. Грундиг, Л. Грундиг, В. Лахнит и др.) объединились в Ассоциацию революционных художников Германии (АССО). В 1920-х – начале 1930-х гг. возникло движение новая вещественность, не чуждое социальной критике (О. Дикс, А. Канольдт, Г. Шольц, К. Хуббух, К. Фёлькер и др.). Интенсивно развивалось искусствознание, представленное различными школами: формальной (К. Фидлер, Г. Вёльфлин), иконологической (А. Варбург, Э. Панофский) и др.
Искусство периода Третьего рейха
С приходом к власти в 1933 г. национал-социалисты запретили нелояльным художникам заниматься творческой деятельностью, их искусство подверглось диффамации (выставка «Дегенеративное искусство», 1937), работы были изъяты из музеев, распроданы или уничтожены. Многие художники эмигрировали (Г. Гросс, В. Гропиус, Л. Грундиг, М. Бекман, В. В. Кандинский), некоторые (Э. Барлах, Х. Грундиг, К. Кольвиц, О. Нагель) продолжали работать нелегально. В искусстве Третьего рейха господствовал гипертрофированный неоклассицизм в архитектуре (П. Л. Трост, А. Шпеер) и скульптуре (А. Брекер); в живописи и графике насаждался натуралистический китч в героизированном и сентиментальном модусах; особое внимание уделялось портретам «вождей», темам боевого братства, немецкой истории и т. п. (Ф. Эрлер, А. Виссель, Х. Ланцингер, П. М. Падуа, В. Пайнер, А. Циглер, Л.-Г. Буххайм и др.).
Искусство 2-й половины 20 в.
Первостепенными задачами послевоенного периода стали восстановление и реконструкция разрушенных городов. В центре Восточного Берлина создан репрезентативный ансамбль проспекта Сталин-аллее (ныне Карл-Маркс-алле; 1951–1960, архитекторы Г. Хензельман, Р. Паулик, Х. Хопп и др.); реконструированы центры Магдебурга (1953–1964), Лейпцига (1953–1959), Дрездена (1953–1957). В градостроительстве ФРГ решались задачи органического сочетания архитектурных памятников с новой застройкой (реконструкция Кёльна под руководством архитекторов Р. Шварца, В. Рипхана, 1946–1952; Мюнстера, Ганновера и др.). Новаторские тенденции проявились в основном в проектах значительных общественных зданий: филармонии (1956–1963, архитектор Г. Шарун), Новой национальной галереи (1962–1968, архитектор Л. Мис ван дер Роэ; обе – в Берлине), ратуши в Бенсберге (1971, архитектор Г. Бём, ныне в черте г. Бергиш-Гладбах), Олимпийского комплекса в Мюнхене (1969–1972, архитекторы Ф. Отто, Г. Бениш), берлинского аэропорта Тегель (1975, архитектурное бюро GMP), музеев во Франкфурте-на-Майне – Немецкого архитектурного (1979–1984, архитектор О. М. Унгерс) и археологического (1984–1988, архитектор Й. П. Кляйхус). Особенностью зодчества ФРГ было массовое церковное строительство, участие различных художников в храмовом синтезе искусств (бронзовые рельефы Э. Матаре в Кёльнском соборе, 1948–1954; витражи Г. Майстермана в Килианскирхе, Швайнфурт, 1952, и др.), широкое привлечение иностранных архитекторов. Экспериментальное строительство пропагандировалось периодическими выставками в Ганновере и Западном Берлине (Международная строительная выставка Interbau в 1957; Международная строительная выставка IBA в 1987; обе – в Берлине).
Антифашистская тема и возвращение к художественным стилям 1-й трети 20 в. стали основными тенденциями искусства всех регионов послевоенной Германии. Важнейшим центром изобразительного искусства ГДР выступил Дрезден, где начиная с 1946 г. проходили крупнейшие художественные выставки. В ГДР развивался социалистический реализм на основе революционного искусства 1910–1920-х гг. (О. Нагель, Х. Грундиг, М. Лингнер, Г. Эмзен, Ф. Кремер, Джон Хартфилд и др.). Значительные произведения созданы в монументальной скульптуре (мемориалы: в Бухенвальде, 1952–1958, инженер Л. Дейтерс и др., скульптор Ф. Кремер и др.; в Равенсбрюке, 1956–1959, скульптор В. Ламмерт). Социалистическая идеология получила отражение в послевоенной живописи и графике мастеров старшего поколения – Р. Бергандера, Л. Грундиг, Б. Кречмара, В. Лахнита, Й. Хегенбарта и др.; им следовали молодые живописцы (Г. Альтенбург, Г. Бондцин, В. Зитте, В. Вомака, В. Маттхойер, В. Нойберт, В. Тюбке, Б. Хайзиг), скульпторы (Г. Лихтенфельд, Г. Роммель, В. Фёрстер, В. Фитценрайтер, В. Штётцер, Й. Ястрам) и графики (В. Клемке, К. Витткугель и др.). Оппозиционно настроенные художники эмигрировали в ФРГ (Г. Базелиц, Г. Китцель, Г. Рихтер), а в 1980-е гг. открыто противопоставляли своё творчество социалистическому реализму (А. Р. Пенк, Х. Эберсбах и др.). В архитектуре ГДР утвердился модернизм; значительное строительство велось в Восточном Берлине, где в короткий срок были возведены многочисленные жилые комплексы, общественные сооружения и ансамбли (Дворец Республики, 1976).
Денацификация, возрождение авангардных и гуманистических течений определили характер послевоенного искусства ФРГ, чему способствовала творческая деятельность значительных мастеров Веймарской республики (живописцы и графики В. Баумейстер, О. Дикс, Э. В. Най, М. Пехштейн, К. Феликсмюллер, Э. Хеккель, К. Хофер, К. Хуббух, скульпторы Г. Маркс, Э. Матаре и др.). Возвращение немецкого искусства в интернациональный авангард было целью художественных групп «Молодой Запад» (Junger Westen; с 1948) и ZEN (с 1949). Международная выставка современного искусства «Документа», регулярно проходящая с 1955 г. в Касселе, распространила влияние европейского и североамериканского неоавангарда на искусство ФРГ. Творчество художников групп «Квадрига» (с 1952; К. О. Гёц, Б. Шульце и др.), «Зеро» (с 1957, Г. Юкер и др.), близкой ар брют группы Spur (с 1957), наследовавшей магическому реализму середины 1920-х гг. группы «Зебра» (с 1962), также «информальное» (Э. Шумахер) и кинетическое искусство («механический театр» Г. Крамера), сюрреалистические тенденции (живописцы Ф. Радзивилл, Р. Эльце, график Х. Янссен), минимализм (Х. Дарбовен), «абстрактная каллиграфия» (Х. Трёкес, В. Штёрер), хеппенинги, энвайронмент (А. Опперман), неоэкспрессионизм (Г. Базелиц), «Новые дикие» (И. Барфусс, И. Г. Докоупил; Х. П. Адамски и основанная им в 1980 группа «Мюльгеймская вольность»), постмодернизм (Й. Бойс, З. Польке) характеризуют искусство Германии 2-й половины 20 в.
С 1967 г. в Кёльне проводится художественная ярмарка современного искусства Art Cologne; с 1988 г. в Берлине – Transmediale (ежегодный фестиваль медиаискусства и цифровой культуры).
Искусство 1990-х – 2020-х гг.
После воссоединения Германии проводятся масштабные работы по реконструкции исторических центров городов, районов массовой жилой застройки, по новому использованию промышленных зон, в том числе портовых (район Хафенсити в Гамбурге, c 2008, и др.); особое внимание уделено развитию бывшей территории ГДР. В 1990-е гг. центром активного строительства общеевропейского масштаба стал Берлин: шло восстановление и обновление городской структуры, осуществляемое как немецкими, так и ведущими зарубежными архитекторами [масштабные работы на территории Музейного острова (включён в список Всемирного наследия в 1999), направленные на реконструкцию архитектуры, структурное объединение музейного ансамбля и реорганизацию коллекций, с начала 1990-х гг.; реконструкция и новый купол здания Рейхстага, 1993–1999, архитектор Н. Фостер; штаб-квартира DZ Bank, 1996–2001, архитектор Ф. Гери; Еврейский музей, 1998, архитектор Д. Либескинд; комплекс «Сони-центр», 2000, архитектор Х. Ян, и новый ансамбль Потсдамерплац в целом], а также воссоздавались и строились промышленные, офисные, общественные и жилые сооружения в других городах страны: Мюнхене (станция метрополитена «Санкт-Квирин-плац», 1997, архитектурное бюро Hermann+Ottl; Пинакотека современного искусства, 2002, архитектор С. Браунфельс; футбольный стадион «Альянц Арена», 2002–2005, архитектурное бюро Herzog & de Meuron; выставочный центр «Мир BMW», 2004–2007, архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au), Дюссельдорфе (комплекс Neuer Zollhof, 1999, архитектор Ф. Гери; комплекс «Кё-Боген», 2013, архитектор Д. Либескинд), Франкфурте-на-Майне (небоскрёб Сommerzbank, 1997, архитектор Н. Фостер, высота 259 м, самое высокое здание Германии; офисное здание The Squaire, 2011, архитектурное бюро jsk architekten; штаб-квартира Европейского центрального банка, 2014, архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au), Бремене (музей науки «Научный центр Универсум», 1996–2000, архитектор Т. Клумпп), Дрездене (кинотеатр Ufa-Kristallpalast, 1998, архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au; новый корпус Военно-исторического музея, 2011, архитектор Д. Либескинд), Лейпциге (административный корпус завода BMW, 2005, архитектор З. Хадид), Штутгарте (Музей Porsche, 2005–2009, архитектурные бюро Delugan Meissl Associated Architects и HG Merz; Музей Mercedes-Benz, 2006, архитектурное бюро UNStudio), Баден-Бадене (здание Музея Ф. Бурды, 2002–2004, архитектор Р. Мейер), Карлсруэ (студенческая столовая «Менза Мольтке», 2007), Людвигсбурге (частный дом «Дупли-Каса», 2008, оба – архитектор Ю. Майер), Гамбурге (офисный центр Dockland, 2004–2006, архитектурное бюро Bothe Richter Teherani; здание Гамбургской филармонии Elbphilarmonie, 2016, архитектурное бюро Herzog & de Meuron).
Для изобразительного искусства 1990-х гг. – 21 в. характерны тенденции, базирующиеся на формах и концепциях абстракционизма (А. Оэлен, К. Гроссе, А. Рейле), абстрактного экспрессионизма (Х.-Ю. Шликер, А. Бройниг, Л. Лёвентраут и др.), неоэкспрессионизма (А. Элен, К. Х. Хёдике, Д. Рихтер, Й. Мезе); в рамках концептуализма и других направлений получили развитие скульптура (О. Хёрль, Ф. Швеглер), искусство инсталляции, перформанса, видеоарт (К. Фрич, К. Гроссе, Р. Трокель и др.). К «новому реализму» обратились выпускники Высшей школы графики и книжного искусства в Лейпциге, представители новой лейпцигской школы Н. Раух, Т. Баумгартель, А. Калаидзис, Т. Айтель, М. Вайшер, Д. Шнелль, М. Тригель, А. Краузе; близки к ним Ф. Гернегрос и Й. Бургерт.
Фотоискусство
К ранним представителям немецкого фотоискусства относятся Г. Кюн, В. фон Глёден. Модернистское направление новое видение объединило Л. Мохой-Надя, К. Блоссфельдта, А. Зандера, А. Ренгер-Патча. У истоков дюссельдорфской школы фотографии стояли Б. и Х. Бехер; среди их учеников – К. Хёфер, А. Гурски, Т. Руфф. В середине – 2-й половине 20 в. работали выпускники Баухауса Г. Брокзипер, М. Брандт, а также Д. Аппельт, Т. Хёпкер; в конце 20 – 21 в. занимается фотоискусством В. Тильманс. На сложение жанра модной фотографии повлиял Хорст П. Хорст; значительную роль в его развитии сыграл Х. Ньютон, в этом жанре работал также К. Лагерфельд.
Дизайн
Немецкие разработчики шрифтов и графические дизайнеры внесли значительный вклад в развитие мирового дизайна. К крупнейшим типографам 2-й половины 19 в. принадлежит Г. Бертольд, 1-й трети 20 в. – К. Клингспор. В 1-ю половину 20 в. в русле модернизма шрифты создавали Я. Чихольд, П. Реннер, Л. Бернхард, преподаватель Баухауса Й. Шмидт; традиционную линию развивал Ф. Г. Э. Шнейдлер. Как графические дизайнеры работали О. Хаданк, К. Шульпиг. Искусство рекламного плаката на новый уровень вывели в межвоенный период О. Арпке, В. Деффке. После Второй мировой войны шрифты создавали Г. Г. Ланге, Г. Цапф, Э. Шпикерман, в ГДР – К.-Х. Ланге; видное место среди графических дизайнеров занимал О. Айхер – автор фирменного стиля Игр XX Олимпиады в Мюнхене (1972).
Промышленным дизайном в русле модернизма занимались в межвоенный период Л. Мис ван дер Роэ и Л. Рейх, выпускники Баухауса М. Брандт, М. Бройер, В. Вагенфельд. Австрийский дизайнер и архитектор М. Шютте-Лихоцки создала первый кухонный гарнитур современного типа – «Франкфуртскую кухню». После Второй мировой войны важное международное значение как образовательный и творческий центр приобрела Ульмская школа дизайна. Как промышленные дизайнеры по заказу фирмы Braun и других компаний работали Д. Рамс, Ф. Айхлер, Х. Гугелот. На дизайне мебели специализировались Х. Бецнер, уроженец Венгрии П. Гичи. Средствами транспорта, бытовой техникой и др. занимался Л. Колани. Видный немецкий керамист 20 в. – Я. Болльхаген. В 21 в. одно из ключевых мест в мировом дизайне занимает К. Грчич.