Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре

Готика

Го́тика, готический стиль (франц. gothique, итал. gotico, от лат. gothicus – присущий варварскому племени ), художественный стиль 12–15 вв. (в отдельных странах – до конца 16 в.), заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы.

Термин «готика» не является изначальным определением архитектурного стиля, сложившегося во Франции к середине 12 в., но никак не называемого в письменных источниках. Вне Франции к концу 13 в. появляется термин «opus francigenum» (лат. «французский манер»); позднее, в начале 16 в., в т. н. римскому папе , был применён термин «tedesco» (итал. «немецкий», в значении «варварский»), употребление этого термина с отрицательными коннотациями встречается и у . В Северной Европе термин «готический» носил скорее нейтральный характер. Впервые выражение «оpus gothicum» в отношении архитектуры использовал в 1610 г. иезуит Карл Скрибаний, описывая Антверпенскую биржу. Интерес к готике как к объекту подражания возник в 17 в. Так, в 1666 г. , реконструируя церкви Лондона после пожара, сознательно прибегал к «готическому стилю». Во Франции такой интерес появился к концу 17 в., что отразилось в теоретических работах и . Окончательно «реабилитирована» готика как стиль была в эпоху (статьи , роман «Собор Парижской Богоматери»). В 1-й половине 19 в. А. де Комон отделил средневековое искусство 12–15 вв. от более раннего периода, заимствовав для последнего из филологии термин «». К середине 19 в. на фоне возрастающего интереса к национальной средневековой истории во Франции началась реставрация памятников архитектуры Средних веков, прежде всего готики ().

Готический стиль зародился в центральной Франции на фоне общего культурного подъёма, обусловленного становлением самосознания горожанина, образованием городских коммун, возникновением университетов, развитием богословских учений, связанных с рациональным постижением Божественного замысла посредством созерцания видимого мира как его отражения (). Во время конца 11 – начала 13 вв. усилились контакты с христианским Востоком, повлёкшие за собой значительное расширение кругозора, в том числе эстетического, жителя Западной Европы, изменение отношения к образу человека, обращение к изучению пластики, начало копирования и импорта рукописей. В дальнейшем становлении стиля важную роль сыграло развитие и изменение религиозного мироощущения, выразившееся в появлении нищенствующих орденов и распространении мистического богословия, основанного на сопереживании и сострадании Христу-человеку ().

Готика возникла около 1140-х гг. в области , где романский стиль был представлен слабо. На протяжении полувека она развивалась в королевском домене и городах-коммунах северо-восточной Франции, к 1180-м гг. проникла в Англию (хотя её элементы присутствовали в англо-нормандском зодчестве и раньше), в 1-й четверти 13 в. – в Италию, к 1230-м гг. – в (включавшую в себя территории современных Германии, Австрии, Чехии, Северной Италии), с середины 13 в. – в Нидерланды и Восточную Европу. Элементы готического стиля были привнесены с 3-м и 4-м крестовыми походами на Ближний Восток, в государства крестоносцев на Родосе, Кипре, в Сирии и Палестине (1-я половина 13 в.). В каждом регионе готика отличалась специфическими чертами и темпами развития. Однако период 1170–1230 гг. принято выделять как время объединения всех национальных школ в рамках единого под влиянием международных контактов и в особенности искусства Византии и классической Античности. Около 1400 г., когда во всех странах апогей развития готики как архитектурного стиля остался позади и внимание было перенесено на изобразительное искусство, европейская художественная традиция вновь объединилась в рамках . В разных областях Италии готика в архитектуре и изобразительном искусстве в течение 13–14 вв. соседствовала с тенденциями, с началом 15 в. сменилась искусством или существовала параллельно с ним. Севернее Альп и в Испании архитектура преимущественно сохраняла принадлежность к готическому стилю до начала 16 в., а в изобразительном искусстве в течение 15 в. в рамках процесс развития и качественного изменения «натурализма» поздней готики подготовил наступление 16 в.

Архитектура

В готическую эпоху площадь с доминирующим над ней собором (или замком – преимущественно в Италии и Восточной Европе), окружённая 2–3-этажными домами, которые соединялись галереями, становится центром города, как правило, укреплённого и застроенного без регулярной планировки. Собор, принадлежащий к типу сводчатой , делается главным видом готического зодчества. Отдельные элементы готической конструкции были большей частью заимствованы из предшествующей архитектуры романского стиля: тип плана (3–5-нефная базилика с и с ) – из паломнических церквей, свод – из и Северной Италии, форма – из романской или арабской Сицилии, тип западного фасада с двумя башнями и тремя – из Нормандии.Схема конструкции готического собораСхема конструкции готического собора. БРЭ. Т. 7. Однако эти признаки были объединены в принципиально новую систему в архитектуре центральной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. Фундаментом этой системы и важнейшим стилеобразующим фактором готики стала каркасная конструкция, которая сменила собой господствовавшую ранее монолитно-оболочную. Её основа – нервюрный (ребристый) свод на стрельчатых арках в сочетании с системой разгрузки стены нефа за счёт стоящих отдельно от стены и , переносящих на контрфорсы часть тяжести сводов. Эта система позволяла освободить стены от несущей функции и прорезать их максимально большими окнами, уменьшить количество и толщину внутренних опор в здании, добиться более цельного восприятия пространства интерьера и значительно лучшего, чем в романской церкви, его освещения, что давало возможность подчеркнуть символическое, сакральное значение света как проводника «от материального к нематериальному» (трактат аббата «De Administratione», XXXIII). Облегчённый каркас здания с несущими нервюрами позволял также увеличить высоту здания и расширить нефы. Новый принцип перекрытия ad triangulum делал единицей плана треугольный распалубок свода (а не прямоугольную или полукруглую , как в романской архитектуре), что позволяло перекрывать из одной точки единым сводом помещения самой сложной конфигурации и достигать большей слитности плана. В наружном архитектурном декоре преобладали вертикальные, остроконечные мотивы (, , , украшенные и ). Готический собор – образец : архитектуры, скульптуры, и декоративно-прикладного искусства. Все виды декора здания связаны между собой единой программой, охватывающей все сферы бытия и превращающей собор в символ Божественного универсума и своего рода «энциклопедию» или «зеркало» замысла Творца ().

Готическое искусство Франции начинается периодом ранней готики (1140 – конец 12 в.). Первой французской постройкой этого стиля принято считать церковь , перестроенную в 1137–1144 гг. по инициативе аббата Сугерия, оставившего об этом подробный отчёт. Перекрытие обхода и капелл нервюрными сводами, фасад с тремя порталами и окном-, состоящим первоначально из множества малых круглых окон-цветков (его формы дали другое название периоду – ), использование масштабных витражей в капеллах деамбулатория стали определяющими чертами нового типа церковной постройки. Соборы в Сансе (около 1140–1168) и Санлисе (1151–1191) были полностью перекрыты нервюрными сводами при сохранении ярусной структуры романского типа с галереями- над боковыми нефами. 2-я половина 12 в. – время появления т. н. нуайонской группы в архитектуре: восточная часть базилики Сен-Реми в Реймсе (1170–1180), соборы в Лане (после 1155 – 1225) и Нуайоне (строительство начато около 1145); (1163–1245) до перестройки нефа, южный рукав трансепта собора в Суасоне (около 1170 – 1190). Её отличительные особенности – 4-ярусное членение стены главного нефа (включающее, помимо яруса опор, галерей-эмпор и верхних окон, ярус декоративного ) и система «двойной оболочки» (стена, прорезанная неглубокими декоративными трифория и украшенная наложенными слепыми аркадами в ярусе окон, визуально утрачивает монолитность, свойственную романской архитектуре). В этот период в архитектуре ещё сохраняется ряд романских черт: невысокая стрела арки, сравнительно малая прорезанность стены проёмами и незначительная высота здания (до 33 м), наличие над боковыми нефами, умеренный вертикализм форм.

Деамбулаторий церкви аббатства Сен-Дени. 1137-1144Деамбулаторий церкви аббатства Сен-Дени. 1137–1144. Фото: Christophel Fine Art / Universal Images Group / Getty Images

Собор Нотр-Дам в Шартре (строительство начато в 1194, хор – до 1221, освящён в 1260), в котором исчезают галереи-эмпоры над боковыми нефами и упрощается план, благодаря чему возрастает единство внутреннего пространства здания, а также значительно увеличивается зона застекления, характеризует переход к следующей стилистической фазе – т. н. классической (высокой, или ) готике (конец 12 в. – 1230). В соборах Нотр-Дам в Реймсе (1211 – начало 14 в.) и Амьене (1220–1288) продолжается изменение пропорций в сторону роста высоты сводов при сохранении прежней ширины нефов, расширения зоны верхних окон – . В соборе в Бове (1227–1272) эта тенденция достигла своего апогея: были возведены 48-метровые своды, однако они обрушились через 12 лет после постройки.

Другое направление в архитектуре зрелой французской готики представлено собором в Бурже (1198 – около 1280) – пятинефным, с «пирамидальной» конструкцией, подчёркивающей господство очень высокого центрального нефа над низкими боковыми, и с непропорционально сокращённым трифорием. В архитектуре при сохранении романских черт (простого однонефного плана и характерного для запада Франции фасада-экрана) появляются (собор Сен-Морис в Анже, до 1240).

Интерьер собора Нотр-Дам, Шартр. 1194–1513Интерьер собора Нотр-Дам, Шартр. 1194–1513. Фото: Svetlana Pechenkina / Shutterstock

Следующий период, т. н. (1230–1350, название восходит к соответствующим мотивам в членении окон-роз), открывает реформа зрелой готики – появление в нефах и пространстве хора т. н. светового (застеклённого) трифория, сливающегося с зоной верхних окон в работах мастерских Пьера де Монтрёя (перестроенный неф церкви Сен-Дени, 1231 – 1240-е гг.) и Жака де Шеля (трансепты собора Нотр-Дам в Париже, около 1250). Усовершенствование техники изготовления – каменных ажурных членений окна – позволило ещё больше увеличить площадь остеклённых поверхностей. Наивысшее достижение этого периода – двухъярусная капелла (между 1239 и 1243 – 1248) в Париже – домовая церковь , построенная для приобретённых королём у императора реликвий (в том числе тернового венца). Второй ярус капеллы представляет собой новый тип , однонефного здания, где зона застекления занимает не менее 5/6 высоты и окна разделены только тонкими пучками колонн.

Интерьер Сент-Шапель, Париж. Между 1239 и 1248Интерьер Сент-Шапель, Париж. Между 1239 и 1248. Фото: Uwe Dettmar / age Fotostock / Фотобанк Лори

В период поздней, или (около 1350 – 1-я половина 16 в.), художественная деятельность концентрировалась преимущественно при дворах меценатов (герцоги Беррийские в Бурже, герцоги Бургундские и др.). Происходило упрощение готической конструкции и усложнение декорации (церковь Сен-Маклу в Руане, начала перестраиваться с 1430-х гг.), распространение готических декоративных элементов на светские постройки (ратуша в Лёвене, 1439–1469, Дворец правосудия в Руане, 1499 – около 1550). Особым явлением стало их соединение с пришедшими из Италии ренессансными формами (церкви Сент-Эсташ в Париже, 1532–1637, Святого Николая Толентинского в Бру, 1513–1532). Папский дворец, Авиньон. 1334-1370. Архитекторы: Пьер Пуассон, Жан де ЛуврПапский дворец, Авиньон. 1334–1370. Архитекторы: Пьер Пуассон, Жан де Лувр. Фото: jacquesvandinteren / iStock Unreleased / Getty ImagesШироко велось светское строительство: возводились дворцы (Папский в Авиньоне, 1334–1370, зодчие Жан де Лувр и Пьер Пуассон), замки (Пьерфон близ Компьеня, 1390–1420), особняки () богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443–1450), в них использовались отдельные конструктивные и декоративные приёмы готики.

В английской готике сильна инерция предшествующего романского стиля: акцент смещается с развития конструкции на декорации, постройки отличаются небольшой высотой при значительной длине, минимумом скульптуры, отсутствием т. н. французского вертикализма, наличием квадратных алтарных апсид (наследие ) и, в ряде случаев, отдельно стоящих восьмигранных , а также декоративным усложнением нервюрных членений сводов. Часто перекрытия романских построек перестраивались в готическом стиле. Название ранней, или , английской готики (1170–1240) связано с распространённой в это время формой окон – узких, высоких, с небольшим стрельчатым завершением. К этой стилистической фазе относятся перестроенный по образцу ранней французской готики хор собора в Кентербери (1175–1784, зодчий Вильям из Санса), соборы в Линкольне (1192–1250) и Солсбери (1220–1266), ранний этап строительства собора в Уэлсе (около 1185 – 1240) с его характерным для Англии растянутым фасадом-экраном.

Переход к зрелой, или , готике (1240–1330) произошёл при перестройке хора главной церкви (1245–1269) по образцу собора в Реймсе и Сент-Шапель в Париже (с алтарной апсидой, превращённой в сплошную стеклянную стену). Отличительная черта этой стилистической фазы – обильный и разнообразный декор для опор, стен, сводов и других конструктивных частей здания. К этому же периоду относятся зал капитула собора в Солсбери – центрический восьмигранный объём, перекрытый сводами, опирающимися на центральный столп, т. н. ангельский хор собора в Линкольне (1250-е гг. – 1280), соборы в Эксетере (около 1279 – 1360, первый английский собор, лишённый галерей, с 11-частными сложными сводами) и Йорке (начало 13 – 15 вв.).

Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, Лондон. 1503-1519Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, Лондон. 1503–1519. Фото: Leonid Andronov / iStock / Getty ImagesРеакцией на украшенный стиль явился , или вертикальный, – стиль в английской поздней готике (1330-е – 1530-е гг.), для которого характерно сокращение декоративных элементов до простой «решётки» из единообразных резных модулей, наложенных на стены и окна храма. С ней согласовывался узор сложных декоративных веерообразных, сетчатых, звездчатых сводов, утративших функциональность, присущую французским готическим перекрытиям (обновление хора собора в Глостере, 1329–1377; реконструкция нефов Кентерберийского собора, после 1377, зодчий Г. Йевел; капелла Сент-Джордж в Виндзоре, 1474–1528). Для этого периода характерны «церкви-фонари» (Королевские капеллы в Кембридже, 1446–1515, и Вестминстере, 1503–1519).

Собор Нотр-Дам, Страсбург. 1250–1275Собор Нотр-Дам, Страсбург. 1250–1275. Фото: AnnLee / ShutterstockВ Германию готика приходит к 1230-м гг. и продолжается до 16 в. Для ранних (1-я половина 13 в.) построек характерны наложение заимствованных из Франции готических черт на романскую основу здания, упрощённость интерьера (т. н. с нефами равной высоты, церковь Святой Елизаветы в Марбурге, 1235–1283), сохранение второго алтаря на западной стене (наследие архитектуры ). В период зрелой немецкой готики (2-я половина 13 – 14 вв.) на базе французских образцов лучистой готики создаётся тип храма, в силуэте которого доминируют башни, а фасады покрывает густая каменная резьба, растворяющая их тяжёлую массу (соборы в Страсбурге, 1250–1275, и в Кёльне, 1248–1560, освящён в 1322, достроен в 19 в.). Под влиянием этих построек формируется национальный тип невысокого храма с одной ажурной башней на фасаде (соборы во Фрайбурге-им-Брайсгау, Ульме), в центрах таких башен возводилось две (собор в Майсене). На севере Германии и в Прибалтике получила распространение .

, возводя верхние части хора и южного трансепта собора Святого Вита в Праге (1356–1399), синтезировал немецкие, французские, английские, а также итало-византийские традиции, свободно и изобретательно варьируя традиционные формы. Его творчество легло в основу поздней немецкой готики (15–16 вв.), для которой характерны дальнейшее развитие типа зальной церкви и превращение сводов в декоративное панно, расчленённое криволинейными окрашенными и утратившими конструктивные функции нервюрами (церковь Святой Анны в Аннаберг-Буххольце, 1499–1525). В этот период готические постройки возникают по всей территории Священной Римской империи: в Австрии (готические части собора Святого Стефана в Вене, 1304–1440) и Швейцарии (собор Святого Винцента в Берне, 1421–1588), а также в Нидерландах – соборы в Антверпене (1352–1616) и Мехелене (1452–1578). Ратуша, Брюссель. 1402-1455Ратуша, Брюссель. 1402–1455. Фото: Herbert Berger / Getty ImagesВ Нидерландах возводятся богато декорированные гражданские постройки (Суконные ряды в Ипре, 1200–1304, в Брюгге, 1248–1364; ратуши в Брюсселе, 1402–1455, Лёвене, 1439–1469, Ауденарде, 1526–1537). Переплетение влияний английской, французской, а также немецкой кирпичной готики определило специфику готического зодчества Норвегии (готические части собора в Тронхейме, 1180–1320), Дании (собор Святого Кнуда в Оденсе, около 1300 – 15 в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369–1430).

Собор Вознесения Богоматери, Сиена. 1-я половина 13 в. – ок. 1370Собор Вознесения Богоматери, Сиена. 1-я половина 13 в. – ок. 1370. Фото: Dmitriy Yakovlev / ShutterstockВ Италии в силу устойчивости романской традиции и возможности апелляции к античному наследию были восприняты главным образом лишь отдельные черты готики: окно-роза, стрельчатое окно, нервюрный свод и др., однако единой готической системы конструкции и декорации не складывается. Готика в Италии сосуществовала с . Готические постройки возводились с 13 в.: церкви новых монашеских орденов – (церкви Святого Франциска в Ассизи, 1228–1253, во Флоренции, 1294–1443) и (церковь Санта-Мария-Новелла во Флоренции, около 1246 – середина 14 в.), городские соборы в Сиене (1-я половина 13 в. – 1270-е гг.), Орвието (1290 – середина 14 в.). Для них характерно отсутствие вертикализма в пропорциях, невысокая стрела свода (в ряде случаев сохранение плоского перекрытия центрального нефа), членение плоскости фасада на ряд правильных геометрических фигур. Собор в Милане, полностью спланированный как готический, строился преимущественно иностранными мастерами (1385 – середина 19 в.). В Венеции готика оставила заметный след в светской архитектуре (, 1340–1483, , между 1421 и 1440), она восприняла некоторые декоративные черты византийской и арабской архитектурной традиции. Отдельные готические элементы использовались во дворцах городского самоуправления ( во Флоренции, в Сиене и др.).

Бургосский собор. Западный фасад. 1221-1260Бургосский собор. Западный фасад. 1221–1260. Фото: Cristina Arias / Cover / Getty ImagesАрхитектура ранней готики в Испании и Португалии находилась под сильным влиянием зрелой готики Франции (соборы: в Бургосе, 1221–1260; в Леоне, начал строиться в 1255; в Толедо, строился с 1226; реконструкция собора в Сантьяго-де-Компостела, середина 13 в.). В то же время её отличает приверженность упрощённому романскому плану здания, а также обилие мавританских влияний в декоре (узорчатая кладка, подковообразные арки, перекрытия в форме звезды), которые сохранились до 16 в. (в стиле ). Лишь к 15 в. складываются собственно национальные стили – в Испании и в Португалии. В 16 в. отдельные готические элементы проникли в архитектуру испанских колоний в Америке.

Скульптура

Монументальная скульптура – главный вид декоративного убранства собора, сосуществующий с архитектурой в рамках характерного для готики синтеза искусств. Во Франции главной зоной её размещения остаётся, как и в романский период, , однако акцент переносится с композиции (часто украшенного сценой или Коронования Марии) на откосы (изображения земного родословия Христа, , ), где развивается тип . В статуях Королевского портала собора в Шартре (1145–1155) происходит переход от романского стиля к готическому. В скульптурных порталах трансептов соборов Нотр-Дам в Шартре (1205–1210) и в Париже (западный фасад – 1210–1235, трансепты – 1240-е – 1250-е гг.) постепенно возрастает самостоятельность фигур по отношению к архитектурным деталям, появляется стремление к отходу от условности и геометризма романского стиля, к передаче движения (т. н. ) и естественности жеста, мимики. В 1-й половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые части фасада (т. н. , бельведеры башен, зона окна-розы), в интерьере появляется тип отдельно стоящей статуи (). Вершиной развития стиля стало превращение статуй-колонн в т. н. статуи откосов, полностью утратившие зависимость от архитектурных элементов. В рамках «стиля около 1200 года» на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый, основанный на изучении античной пластики гуманизированный образ человека, воплощённый в группе «Встреча Марии и Елизаветы» (западный портал собора в Реймсе, середина 13 в.), в статуях Воскресшего Христа (т. н. , около 1225, западный разделительный столп) и «Золотой Богоматери» (около 1300, разделительный столп портала южного трансепта) собора в Амьене. Дальнейшая эмансипация скульптуры от архитектуры в период поздней готики проявилась в формировании архитектурно-скульптурных ансамблей, где главную роль играла статуя («Колодец Моисея» в монастыре Шанмоль в Дижоне, около 1396 – 1405). Достигается предельная конкретность в деталях внешности () при сохранении общей условности в телосложении и постановке фигур. Появляются первые образцы скульптурного портрета, главным образом погребального (надгробия: в Дижоне, 1391–1404; Филибера II Красивого и Маргариты Австрийской в Бру, 1526–1532).

Королевский портал. Нотр-Дам, Шартр. 1145-1155Королевский портал. Нотр-Дам, Шартр. 1145–1155. Фото: Bruce Yuanyue Bi / The Image Bank / Getty Images

В Англии монументальная скульптура не концентрировалась в зоне порталов, а была рассредоточена по всей поверхности фасада. Готическая стилистика проникает в английскую пластику из Франции в середине 13 в. (фасад собора в Уэлсе), но классические тенденции быстро нивелируются местными традициями. Особым богатством и разнообразием форм отличалась декоративная резьба в интерьерах церквей украшенного стиля (капелла Богоматери собора в Или, 1321–1349).

В Германии скульптура иначе соотнесена с архитектурой, чем во Франции. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид часто делало невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов; в Бамбергском соборе украшены северный и южный порталы). Скульптура сосредоточена главным образом в интерьере: рельефы (алтарных преград) и оград хора в Хальберштадте (1200), Бамберге (до 1225) и Наумбурге (около 1250); пристенные статуи и скульптурные группы в алтарных частях и нефах («Встреча Марии и Елизаветы», 1225–1237, «Всадник», около 1230 – 1240, в Бамбергском соборе), группа в западном хоре собора в Наумбурге (1250–1260), «Распятия» над алтарями. Немецкой готической пластике свойственны подчёркнутая хара́ктерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики, интерес к конкретике внешности. В эпоху поздней готики появляются т. н. «Мадонны с Младенцем», «Оплакивания», «Троицы» в виде отдельно стоящих небольших раскрашенных статуй, предназначенных, как правило, для домашних алтарей. В Германии и Нидерландах получил распространение – резной створчатый деревянный заалтарный образ, совмещающий в себе архитектурное готическое обрамление с высоким рельефом и живописью (Дижонский алтарь, 1399, Ж. де Берз и ; Санкт-Вольфгангский алтарь, 1471–1481, ; Алтарь Святой Крови, 1501–1505, ), а также скульптурные надгробия.

Неразумные девы и Искуситель. Статуи откоса западного портала. Страсбургский собор. Середина 13 в.Неразумные девы и Искуситель. Статуи откоса западного портала. Страсбургский собор. Середина 13 в. Фото: Arcaid / Universal Images Group / Getty Images

Ретабло. Монастырь Мирафлорес, Бургос. 1496-1499Ретабло. Монастырь Мирафлорес, Бургос. 1496–1499. Фото: JMN / Cover / Getty ImagesИспанская готическая пластика 13 в. развивалась под влиянием скульптуры Реймса (портал собора в Леоне, южный трансепт собора в Бургосе). В 14–15 вв. в рамках стиля исабелино работали преимущественно фламандские и немецкие скульпторы, основными типами стали надгробие (принца дона Альфонсо, 1486–1493; гробница и Изабеллы Португальской, 1486–1493) и резной деревянный алтарь (ретабло – в монастыре Мирафлорес близ Бургоса, 1496–1499, и др.).

В скульптуре Италии 13–14 вв. влияние готики стало одной из составляющих Проторенессанса: проповеднические кафедры и , скульптура фасада Сиенского собора (1284–1298, Дж. Пизано), пластика. Более выраженной готической экспрессией, наряду с ренессансными тенденциями, наделены рельефы фасада собора в Орвието (1310–1330, ).

Живопись и декоративно-прикладное искусство

Витраж Древо Иессеево. Нотр-Дам, Шартр. 2-я половина 12 в.Витраж «Древо Иессеево»‎. Нотр-Дам, Шартр. 2-я половина 12 в. Фото: Stéphane Mahot, flickr.comВ связи с расширением зоны застекления и уменьшением площади стены главным видом монументальной живописи в готике становится , соединяющий в себе функции освещения интерьера и цветового акцента. Это совмещение света и цвета воплощало, согласно словам аббата Сугерия, заказчика витражей хора в церкви Сен-Дени, идею Божественного света, отражённого в материальном («De Administratione», XXXIV). После реформы этой техники в середине 12 в. (приписываемой аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложные толковательные иконографические программы, посвящённые, в частности, параллелям между и . В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра были созданы грандиозные витражные циклы, снабжённые изображениями заказчиков – представителей городских ремесленных. К 15 в. витраж эволюционирует от набора цветных стёкол с минимумом нанесённой поверх живописи в светотеневую живопись по прозрачному стеклу (т. н. прекрасный стиль) с минимумом фигурных рам (соборы в Эврё, Труа, Ульме).

В эпоху готики благодаря значительному увеличению количества книг и их типов, а также появлению светских мастерских по их изготовлению переживает расцвет . Во Франции в середине 13 в. в миниатюре под влиянием техники витража и общеевропейского антикизирующего и византинизирующего «стиля около 1200 года» (Псалтирь королевы Ингеборг, до 1210, Музей Конде, ) формируется готический стиль (Псалтирь Людовика Святого, 1260–1270,, Париж).

Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями полностраничных миниатюр перед текстом и т. н. сосуществуют с дешёвыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания: рыцарский роман, поэтические сборники, бестиарии, хроники и др. В конце 13 – 14 вв. ведущим типом рукописи становится предназначенный для частного светского лица . В это время стиль становится декоративнее, появляются ковровые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, около 1290), а также (от франц. drôlerie – шутка, забава, шалость) – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвильский бревиарий» Ж. Пюселя, около 1325; оба – Национальная библиотека Франции).

К 1400 г. в книжной миниатюре формируется картинная композиция с натуралистическим пейзажем и элементами перспективы (; Мастер «Часослова маршала Бусико», созданного им около 1405, Национальная библиотека Франции).

Миниатюра из Морализованной Библии. Ок. 1215–1230Миниатюра из Морализованной Библии. Ок. 1215–1230. Австрийская национальная библиотека, Вена. Cod. 2554. Fol. 2r.

Для английской школы характерны линейность, очерковость («Большая хроника» , середина 13 в., библиотека Паркера в колледже Корпус-Кристи, Кембридж, и , Лондон), повышенная тяга к декоративности («Апокалипсис Дауса», около 1265 – 1270, библиотека Бодли, Оксфорд).

Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи, который развивался в Италии во 2-й половине 13 – начале 14 вв. (, , ) в рамках Проторенессанса. С 13 в. под влиянием Византии в Италии распространился тип , написанного темперой на доске, часто золотофонного. Этот вид искусства даёт толчок развитию в заальпийской Европе ретаблей – заалтарных многочастных образов, сочетающих скульптурные и живописные элементы (см. выше).

Характерные черты готического стиля также проявились в предметах декоративно-прикладного искусства, среди которых выделяются богослужебные предметы (, и др.), украшенные ; алтарные образы, декорированные и чеканкой по драгоценным металлам. Для украшения светских построек широко использовались (цикл «Дама с единорогом», 15 в., , Париж). Были распространены также статуэтки, складные , предметы обихода (гребни, шкатулки) из слоновой кости, украшенные .

Реликварий с изображением стигматизации святого Франциска. 2-я половина 13 в.Реликварий с изображением стигматизации святого Франциска. 2-я половина 13 в. Национальный музей Средневековья (Музей Клюни), Париж. Фото: Universal Images Group / Getty Images

Готика оказала влияние на искусство Возрождения и , а затем стала объектом подражания и стилизации. Мастера почти каждого архитектурного стиля, сталкиваясь с задачей завершения строительства готических соборов, которое продолжалось в отдельных случаях веками, создавали свой вариант готики, чтобы добиться общей гармонии старых и новых частей ансамбля. Это в особой степени проявилось в Англии, где «пережитки готики» (англ. ) в начале 18 в. сменились первыми образцами . В Чехии в 18 в. существовала , сочетавшая декоративные свойства двух стилей. В России в середине 18 в. возникло понятие , а со 2-й половины 1770-х гг. архитекторами и была разработана , где использовались различные по происхождению архитектурные формы, в том числе отдельные элементы готического декора.

  • Стили, движения, направления в изобразительном искусстве