Радзивилл Франц
Ра́дзивилл Франц, Иоганн Франц Вильгельм Эдуард Радзивилл (Johann Franz Wilhelm Eduard Radziwill) (6.2.1895, Штрохаузен, ныне в составе Роденкирхена, земля Нижняя Саксония – 12.8.1983, Вильгельмсхафен), немецкий живописец и график, представитель новой вещественности. Преимущественно специализировался на жанрах пейзажа и натюрморта.
В юности учился профессии каменщика (1909–1913), затем изучал архитектуру в Высшей технической школе Бремена, одновременно посещал вечерние курсы рисования в Школе художественных ремёсел; сблизился с членами колонии художников в Ворпсведе. В 1915 г. призван в армию в связи с начавшейся Первой мировой войной 1914–1918 гг., участвовал в военных действиях в России, Фландрии (Бельгия) и Франции. После освобождения из британского плена (1918–1919) вернулся в 1919 г. в Бремен и стал одним из основателей художественного объединения «Зелёная радуга» (Der grüne Regenbogen), которое провело в том же году две выставки в Бремене (Кунстхалле) и Гамбурге (Картинная галерея Марии Кунде). При посредничестве историков искусства В. Нимейера и Р. Шапиро сдружился с К. Шмидт-Ротлуфом и другими художниками группы «Мост». Увлёкся экспрессионизмом. В эти годы его работам свойственно субъективное искажение перспективы и пропорций, вплетающиеся в реальное изображение фантастические детали («Новая дорога», 1922, Государственный музей искусства и истории культуры, Ольденбург). Под влиянием художников «Моста» обратился к ксилографии; гравюры публиковались в издаваемом Шапиро и Нимейером журнале Kündung. После 1922 г. работал в технике сухой иглы, создавая вольные повторения своих живописных полотен.
В 1920 г. переехал в Берлин и вступил в берлинский Сецессион, познакомился с Г. Гроссом, Р. Шлихтером и Б. Брехтом, оказавшими большое влияние на его дальнейшее творчество. В 1922 г. его первая персональная выставка прошла в Гамбурге и Ольденбурге.
В 1923 г. купил дом в Дангасте, женился на Йоханне Инге Хаазе (1895–1942); постепенно начал отказываться от стилистики экспрессионизма в пользу более традиционной манеры живописи, основанной на изучении работ старых мастеров. В 1925 г. совершил поездку в Голландию с целью изучения голландской живописи золотого века, особое внимание уделял изучению панорамных видов П. Брейгеля Старшего, пейзажей Х. Сегерса и гравюр Рембрандта. Выставлялся в Берлине вместе с Дж. Де Кирико, П. Клее, О. Диксом, О. Шлеммером и В. В. Кандинским. В эти же годы сблизился с кружком «Молодой Рейнланд» (Das Junge Rheinland). В 1927–1928 гг. получил стипендию на поездку в Дрезден, где работал в мастерской О. Дикса; тщательно изучал работы мастеров романтизма – К. Д. Фридриха и К. Г. Каруса, сыгравших решающую роль в его увлечении пейзажем. В работах этого времени преобладают пейзажи с сильно, на голландский манер, заниженной линией горизонта, с узнаваемыми цитатами из произведений старых мастеров и гладкой эмалевидной поверхностью. Отличительные особенности картин этого периода – усиленное внимание к изображению света в пространстве, интенсивное звучание цвета и гипертрофированная тщательность в изображении деталей, а также появление загадочных мотивов: в результате возникает образ некого магического мира, близкий произведениям художников метафизической живописи и сюрреализма, что делает Радзивилла ведущим представителем такого течения внутри новой вещественности как магический реализм («Утро возле кладбищенской стены», холст, смешанная техника, 1927, Кунстхалле в Мангейме; «Смертельный полёт лётчика Карла Бухштеттера», 1928, Музей Фолькванг, Эссен; «Водонапорная башня в Бремене», дерево, холст, частное собрание; «Красный аэроплан», дерево, масло, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; обе – 1932). В 1928 г. получил золотую медаль г. Дюссельдорф за картину «Улица» (1928, Музей Людвига, Кёльн). В 1929–1930 гг. принял участие в выставке «Новая вещественность» в Амстердаме.
В 1931 г. присоединился к «Ноябрьской группе». В 1931–1932 гг. выставлялся совместно с художниками новой вещественности; принял участие в крупной передвижной выставке «Семеро» (нем. Die Sieben; совместно с Т. Чэмпионом, А. Дитрихом, Г. ван дер Хуго, А. Канольдтом, Ф. Ленком и Г. Шримпфом; куратор Р. Райх; май – октябрь 1932).
В 1933 г. вступил в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП), получил звание профессора Академии художеств в Дюссельдорфе. В 1934 г. представлял Германию на Венецианской биеннале, но с этого же времени подвергался нападкам со стороны Союза борьбы за немецкую культуру (Kampfbund für deutsche Kultur; официальный орган по культурному надзору НСДАП, 1928–1934) из-за своих более ранних экспрессионистических полотен (в том числе обнаруженных на чердаке Гамбургской академии художеств, где они были спрятаны В. Нимейером). В сентябре 1935 г. Радзивилл отстранён от педагогической работы, тогда же закрыто несколько выставок художника, а в 1937 г. его творчество признано «дегенеративным».
В 1935–1939 гг. совершил несколько морских путешествий: в Бразилию, на Карибские о-ва, в Северную Африку, Великобританию и Скандинавию.
В 1939 г. призван на военную службу солдатом, воевал на Западном фронте; в 1941 г. демобилизован. С 1942 г. служил в воздушной полиции Вильгельмсхафена. В 1945 г. недолгое время пробыл в английском плену, откуда смог бежать.
В 1947 г. женился на писательнице Анне Инге Рауэр-Рихельман (1906–1990).
Первые годы после войны художника обвиняли в пособничестве нацистскому режиму (галерист А. Флеммель, директор Берлинской академии художеств К. Хофер и др.). Но даже когда все обвинения были сняты, работы Радзивилла не пользовались популярностью, т. к. не соответствовали политике музеев и арт-рынка ФРГ, нацеленной на возврат к авангардизму.
В 1950 г. совершил поездку в ГДР, где его «реалистическое» искусство было более высоко оценено. Ему предоставили возможность экспонировать свои произведения, которые публиковались в журналах, о его творчестве была написана монография (März R. Franz Radziwill. Berlin. 1975). Однако от переезда в ГДР художник отказался.
В 1955–1956 гг. прошла большая персональная выставка в Ольденбурге (Кунстферайн), затем показанная в 17 городах Германии. С 1960-х гг. к Радзивиллу вернулся творческий успех. В 1960–1966 гг. активно экспонировал свои работы и сотрудничал с международным сообществом художников Centre International de l’Actualité Fantastique et Magique (CIAFMA), пропагандировавшим сюрреализм как наиболее актуальную альтернативу абстрактному экспрессионизму. В 1963 г. получил Римскую премию Немецкой академии в Риме и провёл несколько месяцев на вилле Массимо (1963–1964); затем посетил Грецию. После крупной персональной выставки в галерее «Baukunst» в Кёльне его картины высоко оценили в Италии благодаря деятельности миланского галериста Э. Бертонати, известного знатока метафизической живописи.
В послевоенных произведениях Радзивилла ощущается его сильное увлечение религией и пантеизмом. В них появляется большое количество мифологических и религиозных мотивов, усиливается мистическая составляющая смысла. Большую роль в его работах играет сочетание традиционных образов, символики и иконографии религиозного искусства с мотивами индустриального пейзажа, темами, связанными с осмыслением вопросов бытия, времени и космоса («Апокалипсис», 1952, Художественный музей, Бохум; «Красота одиночества», 1948; «Космос может быть разрушен, небо – никогда», 1953, обе – Государственный музей искусства и истории культуры, Ольденбург).
Радзивилл уделял много времени вопросам защиты природы, принимал активное участие в многочисленных демонстрациях против начавшейся в 1950-е гг. неконтролируемой застройки береговой зоны Восточной Фрисландии, угрожавшей популяции тюленей и миллионам останавливающихся здесь во время миграции птиц, выступал за сохранение экологического равновесия в регионе и недопущение промышленной добычи песка и гальки. Во многом благодаря этим акциям и личному участию Радзивилла Ваттовое море Нижней Саксонии и Восточно-Фризских о-вов с прилегающими территориями уже в 1978 г. получило статус охранной зоны и Национального парка. Эта сфера его деятельности отразилась в пейзажах (в том числе в большом количестве рисунков и акварелей), напоминающих о хрупкой красоте природы; некоторые произведения несут на себе и явный отпечаток критики цивилизации («Консервная банка», 1956, частное собрание).
После 1972 г. Радзивилл оставил живопись из-за проблем со зрением.
Награждён Большим крестом ордена «За заслуги» земли Нижняя Саксония (1965), командор ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1971).
В 1965 г., 1970–1971 гг. и 1975 г. в Бремене и Ольденбурге прошли три крупные выставки в честь 70-, 75- и 80-летия художника; в ноябре 1981 – январе 1982 гг. ещё одна ретроспектива устроена в Берлине художественной ассоциацией «Новое общество изобразительных искусств» (Neue Gesellschaft für Bildende Kunst). После каждой из выставок многие работы приобретались или принимались в дар от художника местными государственными музеями. В 1978 г. по инициативе бургомистра Бремена Г. Кошинга для Ратуши куплена знаковая картина Ф. Радзивилла «Плач Бремена» (1946). В 2020 г. в Государственном музее искусства и истории культуры Ольденбурга состоялась крупная выставка к 125-летию художника, где особое внимание было уделено его ранним произведениям. Общество Ф. Радзивилла (основано в 1986) открыло в 1987 г. в доме художника в Дангасте музей.