Пёппельман Маттеус Даниэль
Пёппельман Матте́ус Даниэ́ль (Matthäus Daniel Pöppelmann) (около 1662, Херфорд, маркграфство Бранденбург – 17.1.1736, Дрезден), немецкий архитектор.
В 1680 г. поступил на службу в строительное управление курфюршества Саксонии, где трудился до конца жизни, там же получил архитектурное и строительное образование; в 1710 г. совершил учебную поездку в Италию через Богемию и Австрию, в 1715 г. – во Францию. Деятельность Пёппельмана ограничивалась техническими задачами (надзором за строительством и др.) вплоть до 1705 г., когда он получил пост архитектора (Landbaumeister; с 1718 – 2-й главный архитектор) и занялся архитектурным проектированием. Однако его авторство или участие в создании проекта документально не подтверждено ни в одном случае (что соответствует саксонским порядкам того времени). Главная постройка – ансамбль Цвингера в Дрездене (преимущественно 1711–1722) – приписывается Пёппельману на основании изданной им серии гравюр этого проекта (1729).
Кроме того, по косвенным свидетельствам, к работам Пёппельмана в Дрездене традиционно причисляют перестройку преимущественно в 1727–1733 гг. Голландского дворца в духе шинуазри и японизма (Японский дворец; совместно с архитектором З. Лонглюном и др.), сокровищницу «Зелёный свод» (с 1718) во дворце курфюрста, реконструкцию Августовского моста через Эльбу (ныне Эльбский мост; 1727–1731), церковь Драйкёнигскирхе (1732–1739, на основе проекта Г. Бера). К наследию Пёппельмана также относят павильоны Вассерпале (1720–1721) и Бергпале (1723) в летней резиденции курфюрста Пильниц (ныне – в черте Дрездена) и перестройку охотничьего замка Морицбург близ Майсена (1723–1736, совместно с архитектором Лонглюном и др.). В творчестве Пёппельмана саксонское барокко с его особой причудливостью форм и пышностью скульптурного декора сочетается с элементами рококо и классицизма.
Среди сыновей Пёппельмана – Иоганн Адольф Пёппельман (1694–1773), придворный живописец в Дрездене, и Карл Фридрих фон Пёппельман (около 1697 – 1750), архитектор.