Пахер Михаэль
Па́хер Михаэ́ль (Michael Pacher) (около 1430–1435, Брунек, ныне Брунико, Италия – между 7.7. и 24.8.1498, Зальцбург), немецкий живописец и скульптор. Один из основоположников искусства немецкого Возрождения.
Неоднократно бывал в Северной Италии (1453 и после 1475), в том числе в Падуе, где на него оказали влияние росписи А. Мантеньи и скульптура Донателло; вероятно, совершил также путешествие на Верхний Рейн. В 1467 г. упоминается в документах как владелец крупной мастерской по изготовлению алтарей. С 1496 г. жил и работал в Зальцбурге. Специализировался на создании традиционных для немецкого Средневековья больших деревянных алтарей, которые включали в себя пределлу, центральный короб со скульптурными изображениями, боковые живописные створки и сложное резное навершие. Живописные и скульптурные произведения Пахера и его мастерской находятся в различных собраниях Австрии и Германии; многие сохранились лишь фрагментарно.
Наиболее раннее из известных произведений М. Пахера – алтарь церкви Санкт-Лоренцен в Пустертале, Южный Тироль (1460–1465, сохранились статуя Богоматери с Младенцем и шесть живописных сцен из жизни Богоматери и святого Лаврентия, ныне – в Австрийской галерее в Вене и Старой пинакотеке в Мюнхене). Если образ Богоматери традиционен для немецкой готики, то в живописи проявились ренессансные художественные приёмы, заимствованные из Италии: применение математической перспективы, раскованность поз, широта движений. В алтаре приходской церкви в Грисе, близ Больцано (1471–1475), Пахер, вопреки предписаниям заказчиков следовать традиционным готическим формам, ввёл ряд новшеств – перспективные построения и элементы действия – в центральную иератическую композицию «Коронование Марии». В полностью живописном «Алтаре отцов Церкви» для женского монастыря Нойштифт (1475–1479, Старая пинакотека, Мюнхен), где представлены сидящие за пюпитрами под балдахинами святые Августин, Григорий, Иероним и Амвросий, Пахер использовал свой опыт скульптора, чтобы создать иллюзию объёмности фигур и предметов, а также обозначил пространство энергичными перспективными ракурсами.
Эти качества были развиты в главном произведении Пахера – «Санкт-Вольфгангском алтаре», написанном для церкви в Санкт-Вольфганг-им-Зальцкаммергуте в Австрии (1471–1481); в нём использованы эффектные перспективные конструкции для создания свободной и динамичной композиции, а также представлен ренессансный по характеру образ человека.
Пахер создавал также настенные росписи (в сакристии монастырской церкви в Нойштифте, 1467–1468; в монастырской церкви в Иннихене, 1477, обе в Тироле). В мастерской Пахера прошли обучение и продолжали работать под его руководством живописцы Фридрих Пахер (родственник или однофамилец), сын Ханс Пахер (около 1460/1463 – около 1507/1508), Макс Рейхлих.