Лохнер Стефан
Ло́хнер Сте́фан (Stefan, Stephan Lochner; Мастер Стефан) (около 1410, Мерсбург или Хагнау-ам-Бодензе, ныне земля Баден-Вюртемберг – 1451, Кёльн), немецкий живописец.
Лохнеру приписывается группа созданных в Кёльне во 2-й половине 1430-х – начале 1450-х гг. произведений, возводящих его в статус ведущего мастера кёльнской школы 15 в. Идентификация работ (ни одна из них не имеет подписи) Лохнеру условна и осуществлена немецким историком, архивариусом И. Ф. Бёмером на основании записей в дневнике А. Дюрера, назвавшего алтарь Кёльнского собора («Алтарь покровителей Кёльна») работой кёльнского «Мастера Стефана». Это дало повод немецкому историку и коллекционеру И. Я. Мерло позже связать это имя с единственным задокументированным на тот момент в Кёльне художником по имени Стефан (Böhmer J. F. Meister Stephan, Maler zu Cöln // Kunstblatt, 4, 1823. S. 31–32; Merlo J. J. Kölnische Künstler in alter und neuer Zeit. Düsseldorf, 1895. S. 828–853). Остальные работы приписываются мастеру по стилистическим признакам. В 1986 г. атрибуция произведений историческому Лохнеру подверглась сомнению М. Вольфсоном, но так и не была окончательно опровергнута (Wolfson M. Hat Dürer das «Dombild» gesehen? Ein Beitrag zur Lochner-Forschung // Zeitschrift für Kunstgeschichte. 1986. Bd. 49, № 2. S. 229–235).
Сведения о ранних годах жизни исторического Лохнера скудны. В приписываемых ему работах очевидны следы влияния Р. Кампена, Я. ван Эйка и в меньшей степени Р. ван дер Вейдена, свидетельствующие о вероятности обучения мастера в Нидерландах. Упоминается в архивах Кёльна в 1442–1451 гг. (с 1447 – гражданин города, в 1447 и 1450 избирался в городской совет), но, вероятно, работал в городе с конца 1430-х гг. В 1442 г. по поручению городского совета принимал участие в оформлении Кёльна к приезду императора Фридриха III Габсбурга. Испытал влияние местных мастеров – т. н. ранних кёльнцев (Мастера Святой Вероники и др.) и К. фон Зоста. Наиболее значительные работы Лохнера: «Страшный суд» (около 1435), «Мадонна в беседке из роз» (около 1440–1442, обе – Музей Вальрафа – Рихарца, Кёльн), «Алтарь святых покровителей Кёльна» («Алтарь поклонения волхвов», начало 1440-х гг., Кёльнский собор), «Принесение во храм» (1447, Музей земли Гессен, Дармштадт), «Мадонна с фиалкой» (Музей Колумба, Кёльн), триптих «Богоматерь с Младенцем и святыми» (Музей Вальрафа – Рихарца, обе 1445–1450). Творчество Лохнера знаменует собой переход от стилистики интернациональной готики к новому искусству Возрождения в 15 в. Утончённость письма, изысканность фигур, тяготение к звучным цветовым аккордам, изяществу линии и ювелирной тонкости отделки сочетаются в картинах Лохнера с уравновешенностью композиций и интересом к реалистическому изображению деталей.