Нагель Отто
На́гель О́тто (Otto Nagel) (27.9.1894, Берлин – 12.7.1967, там же), немецкий живописец и график.
В 1908 г. по стопам отца-столяра вступил в организацию Социалистическая рабочая молодёжь (SAJ) в составе Социал-демократической партии Германии. Рисунки Нагеля были оценены директором школы Королевского музея художественных ремёсел в Берлине Б. Паулем, по рекомендации которого художник обучался в витражной мастерской этого образовательного заведения (1908–1910). Зарабатывал на жизнь как чернорабочий. Посещал рисовальный класс в городской вечерней школе (1913–1914). В 1914 г. призван на военную службу, но освобождён от неё после объявления себя противником Первой мировой войны. В 1917 г. вступил в Независимую социал-демократическую партию Германии; после повторного отказа от участия в мобилизации отправлен в лагерь для военнопленных Ван под Кёльном. В 1918 г. вернулся в Берлин, был транспортным рабочим (до 1921). Картины А. Макке, с которыми Нагель в 1919 г. познакомился в доме архитектора и критика А. Бене, произвели на художника впечатление и в значительной степени стали импульсом для обращения его к искусству, и в частности к живописи («Автопортрет в шляпе», 1920, частное собрание).
С начала 1920-х гг. вместе с Э. Пискатором, К. Кольвиц и Г. Цилле активно сотрудничал с Коммунистической партией Германии (член с 1919), став одним из инициаторов и секретарём «Интернациональной помощи художникам» в рамках организации «Интернациональная помощь рабочим» (Internationale Arbeiterhilfe, IAH). Член «Красной группы» (1924) – берлинской художественной ячейки внутри «Интернациональной помощи». По заданию организации совместно с художником Э. Йоханссоном занимался сбором материала для Первой Всеобщей германской выставки в СССР (1924), целью которой стало объединение прогрессивных художников и популяризация пролетарского искусства. В сентябре 1924 – 1925 гг. посетил Москву, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Саратов, встречался с А. В. Луначарским, И. И. Бродским, Б. В. Иогансоном и др. Многократно бывал в СССР вплоть до 1932 г. В Ленинграде познакомился со своей второй супругой – актрисой и певицей Валентиной (Валли) Никитиной (1904–1983; в браке с 1925). Член Союза революционных художников Германии (1926–1932), Общества друзей новой России (с 1926). В 1928–1931 гг. выставлялся совместно с «Ноябрьской группой». Вместе с Цилле издавал сатирический журнал Eulenspiegel («Ойленшпигель», 1928–1932; главный редактор до 1931). Занимался организацией выставки К. Кольвиц в Берлине, Москве и Ленинграде (1932).
Написал роман «Белая голубка, или Мокрый треугольник» («Die weiße Taube oder Das nasse Dreieck»,1928–1932). Впервые текст был опубликован в 1978 г. с предисловием Валли Нагель, содержащим детективную историю исчезновения и последующего обнаружения рукописи. В книге представлены жизнь и быт берлинских безработных, лишённых какой-либо поддержки со стороны государства и обречённых на жесточайшую нищету и гибель.
Нагель известен как мастер портрета. В этом жанре художник создал ряд автопортретов («Автопортрет в шляпе», 1920, частное собрание), портретов друзей и близких («Мой брат плотник», 1929, Государственные музеи, Берлин; «Печальная Валли», 1934, частное собрание). Главной же целью Нагель ставил реалистичное изображение пролетариев (зачастую находил моделей в рабочем районе Берлина Веддинг, где сам провёл детство) и привлечение внимания к их бедственному социальному положению [«Юбиляр», Музей современной истории России, Москва; «Старый рабочий» («Мужчина с катарактой»), 1924, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Мальчики из Веддинга», 1928; «Мать с ребёнком», 1929; обе – Государственные музеи, Берлин]. В 1926–1933 гг. он работал над большим циклом картин «Пролетариат», посвящённым жизни рабочих. В результате обыска в квартире художника в 1933 г. произведения были изъяты, их местонахождение неизвестно, о цикле можно судить только по ряду подготовительных рисунков.
Портретный образ играл ведущую роль и в жанровых композициях Нагеля («Базарный день в Веддинге», около 1926, частное собрание; «Скамейка в парке Веддинга», 1927; «Лица, ищущие убежища», около 1928; обе – Государственные музеи, Берлин). Для ряда произведений характерно использование форсированной перспективы, способной визуально приблизить героев картины к зрителю. Экспрессивный мазок, служащий как для создания гибкого контура, так и для лепки форм, резкие светотеневые контрасты позволяли мастеру подчеркнуть остроту характеристики портретируемого.
Несмотря на то что Нагель не был участником выставки «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» (1925) в Мангейме, его причисляют к представителям новой вещественности. Многие работы Нагеля 1920-х – начала 1930-х гг. содержат ярко выраженную социальную критику, сближающую его с мастерами левого крыла этого направления [«Молодая работница», 1921–1922, Национальная галерея, Берлин (во владении Академии искусств в Берлине); «Идиот», 1922, Академия искусств, Берлин; обе – картон, масло].
В 1933 г. Нагель был выбран председателем Ассоциации немецких художников, однако на следующий день уволен с этой должности национал-социалистическим правительством. Вскоре в его квартире прошли обыски, творчество объявлено «дегенеративным», 27 работ уничтожено, а сам художник был взят под стражу и впоследствии отправлен в концентрационный лагерь Заксенхаузен (апрель 1936), откуда освобождён в 1937 г. благодаря усилиям супруги. Получив запрет на работу в мастерской, художник сконцентрировался на написании городских пейзажей (в том числе в технике пастели). В 1943 г. эвакуирован в г. Форст (Лаузиц).
После Второй мировой войны жил в Бергхольц-Ребрюке недалеко от Потсдама, затем в районе Берлина Бисдорф (с 1952). Один из организаторов Культурбунда (1945). После слияния Социал-демократической и Коммунистической партий – член Социалистической единой партии Германии (с 1946), Консультативного собрания Бранденбурга (1946–1952), 1-го и 2-го Немецкого народного совета в советской зоне оккупации Германии (1949), Народной палаты ГДР (1950–1954).
Профессор (с 1948), вице-президент (1953–1956, 1962–1967), президент (1956–1962) Академии художеств ГДР (ныне Академия искусств Берлина). В 1955 г. работал в составе комиссии, принимавшей вернувшиеся из СССР произведения Дрезденской картинной галереи.
Крупная персональная выставка художника состоялась в Академии художеств ГДР («Отто Нагель – работы трёх десятилетий», 1950).
Национальная премия ГДР 2-й степени (1950). Премия Гёте г. Берлин (1957). Золотой орден «За заслуги перед Отечеством» (1964). Премия К. Кольвиц (1967).
После смерти художника по инициативе Валли Нагель в его доме на набережной Меркишес-Уфер в Берлине в 1973 г. был открыт музей, до 1978 г. управлявшийся его дочерью Сибиллой Шалленберг-Нагель и зятем Гёцем Шалленбергом (закрыт в 1995).