Бекман Макс
Бе́кман Макс, Макс Карл Фридрих Бекман (Max Carl Friedrich Beckmann) (12.2.1884, Лейпциг – 27.12.1950, Нью-Йорк), немецкий живописец, график, скульптор, теоретик искусства; один из крупнейших мастеров европейского модернизма.
Родился в семье владельца мельницы, также занимавшегося торговлей. Детские годы прошли в Лейпциге (до 1895) и Брауншвейге; много времени проводил в доме своей старшей сестры Маргарете в Померании. После окончания гимназии в 1900 г. и провала на вступительных экзаменах в Дрезденскую академию художеств, поступил в известную своими либеральными порядками и склонную к новаторским экспериментам Великогерцогскую Саксонскую школу искусств (см. в статье Баухаус) в Веймаре (1900–1903), где обучался у норвежского мастера портретной и жанровой живописи К. Ф. Смита (с 1901). Бекман впоследствии называл Смита своим единственным учителем, приучившим его к серьёзной работе с подготовительным рисунком и значительно повлиявшим на сложение позднейшей творческой манеры, отличавшейся «крепко построенной» формой. В годы учёбы сдружился с художником У. Баттенбергом и своей будущей супругой Минной Тюбе (Тюбе-Бекман) (1881–1964; в браке в 1906–1925), ученицей Веймарской академии художеств, где она была первой женщиной-студенткой. Наряду с живописью в эти годы занимался гравированием по металлу («Автопортрет с раскрытым ртом», резцовая гравюра, 1903); после 1909 г. увлёкся литографией и обратился к иллюстрированию книг («Возвращение Эвридики» И. Гутманна; Guthmann J. Eurydikes Wiederkehr. Berlin, 1909).
В 1903 г., оставив учёбу в Великогерцогской школе искусств, отправился в Париж, где несколько месяцев посещал занятия в Академии Коларосси. Во Франции большое впечатление на художника произвели работы П. Сезанна. Затем он посетил Амстердам и Гаагу специально для знакомства с творческим наследием Рембрандта и других мастеров голландской живописи 17 в. В 1904 г. он совершил путешествие по Италии и Швейцарии, после чего решил обосноваться в Берлине, открыв мастерскую в районе Шёнеберг. Вместе с женой в 1907 г. переехал в собственный дом, построенный по её проекту в районе Хермсдорф-Берлин.
Первый успех Бекмана связан с картиной «Юноши на берегу моря» (1905; в 1906 приобретена Великокняжеским музеем Тюрингии, ныне Новый музей Веймара), высоко оценённой Немецким союзом художников, наградившим мастера за работу почётной премией и 6-месячной поездкой на виллу Романа во Флоренции (1906–1907). В процессе создания произведения Бекман использовал и синтезировал художественные впечатления и стилистические предпочтения юности. В эскизах он обращался как к опыту восхитивших его в Париже неоимпрессионистов, так и к любимой картине Л. Синьорелли в берлинском собрании («Школа Пана», начало 16 в., Кайзер-Фридрих музей, ныне музей Боде в составе Государственных музеев, Берлин, погибла в 1945). Окончательный вариант произведения – монументальное полотно (148 х 235 см), в котором мастер продемонстрировал изменение художественных вкусов: в нём значительную роль играет наследие неоклассицизма и романтического идеализма с сильной ориентацией на творчество Х. фон Маре.
Молодому мастеру была не чужда и эстетика модерна. Так, например, в «Малой сцене смерти» (1906, Государственные музеи, Берлин) и «Большой сцене смерти» (1906, Пинакотека современного искусства, Мюнхен), написанных на основе личных переживаний после кончины матери, очевидно влияние Э. Мунка. Показательно, что в 1907 г. Бекман отклонил предложение о вступлении в дрезденскую группу художников «Мост», тем самым обозначив восприятие своего творчества вне контекста экспрессионизма. Тогда же был принят в члены Берлинского сецессиона, чьи неоклассические и импрессионистические устремления были значительно ближе молодому художнику. Большинство пейзажей, написанных преимущественно на пленэре («Серый день на море», 1907, Музей искусств, Сент-Луис), и портретов («Автопортрет. Флоренция», 1907, Кунстхалле, Гамбург) периода после 1904 г. свидетельствуют об увлечении символизмом, во многом под влиянием творчества Л. Коринта, как и многофигурные сцены аллегорического характера с использованием религиозных и мифологических мотивов («Драма», 1906, не сохранилась; «Битва», 1907, Музей Людвига, Кёльн).
В 1908 г. вторично посетил Париж, где познакомился с историком искусства Ю. Мейер-Грефе, который оказал ему протекцию в вопросах выставочной практики и вплоть до своей кончины держал в поле своего внимания творчество Бекмана как важнейшее явление современной художественной жизни (Max Beckmann. Gesichter. München, 1919; Max Beckmann. München, 1924). В 1909 г. мастер принял участие в Осеннем салоне в Париже.
Большинство работ конца 1900-х – начала 1910-х гг. свидетельствуют об интенсивном изучении Бекманом произведений старых мастеров. Так, в написанной под впечатлением от новостей о землетрясении большой картине «Разрушение Мессины» (1909) чувствуется влияние Э. Делакруа («Резня на Хиосе»), в «Гибели Титаника» (1912, обе – Музей искусств, Сент-Луис) – Т. Жерико и У. Тёрнера, в «Автопортрете с Минной Тюбе-Бекман» (1909, Художественный музей, Морицбург) – Т. Гейнсборо и П. П. Рубенса, в «Битве» (1907, Музей Людвига, Кёльн), «Воскресении» (1908–1909, Государственная галерея, Штутгарт) и «Потопе» (1908, Кунстхалле, Гамбург) – преклонение перед Микеланджело, Рубенсом и Рембрандтом. Своё творческое кредо в эти годы мастер определял как распространение ставших уже «классическими» художественных идей и поиск нового языка фигуративной живописи, интерес к трёхмерному пространству и традиционным жанрам. Позиция Бекмана отражена в ряде выпусков журнала Pan в полемике с художником Ф. Марком, чьё творчество под влиянием фовизма и кубизма, напротив, указало немецкому экспрессионизму путь к абстрактному искусству (См.: Marc F. Die neue Malerei // Pan. Hf. 16, 7. März, 1912. S. 468–471; Beckmann. 1912; Marc F. Die konstruktiven Ideen der neuen Malerei // Pan. Hf. 18, 21. März 1912. S. 527–531; Marc F. Anti-Beckmann // Pan. Hf. 19, 28. März 1912. S. 555–556; Schubert. 1983. S. 208).
В 1910–1911 гг. художник, на тот момент самый молодой член Берлинского сецессиона, несмотря на свой возраст (26 лет), вошёл в состав правления, но уже в 1913 г. оставил объединение после его раскола и образования в 1914 г. альтернативного прежнему «Свободного сецессиона» (Freie Secession), к числу организаторов которого Бекман принадлежал вместе с М. Либерманом. К этому времени он уже пользовался большой известностью во многом благодаря деятельности арт-дилеров П. Кассирера, И. Б. Нойманна и издателя Р. Пипера (псевдоним Людвиг Рейнхард). В 1912 г. состоялась персональная выставка художника в музеях Веймара и Магдебурга. В 1913 г. вышла первая монография о его творчестве с каталогом работ (Kaiser. 1913), а также состоялась выставка в галерее Кассирера в Берлине (Викторианштрасе, 35).
В годы Первой мировой войны занимал выраженную антивоенную позицию. В 1914 г. добровольно отправился на фронт санитаром, служил на Восточном фронте, во Фландрии и в Национальном институте гигиены в Страсбурге («Автопортрет в образе санитара», 1915, музей Фон дер Хайдт, Вупперталь). В годы службы в г. Вервик (провинция Западная Фландрия, Бельгия) сделал роспись стены в лазарете (не сохранилась, фото в архиве Макса Бекмана, Баварское государственное собрание живописи, Мюнхен). В 1915 г. после нервного срыва был вынужден уйти в отставку и поселился во Франкфурте-на-Майне в доме своего друга У. Баттенберга. Занялся литературной деятельностью, написав совместно с М. Тюбе-Бекман «Письма войны» («Briefe im Kriege», 1916).
Потрясения военного времени стали для Бекмана катализатором формирования нового стиля, собственного художественного языка, нашедшего отражение в графических листах 2-й половины 1910-х гг., а затем перешедшего в живопись. Сохраняя интерес к фигуративным изображениям, но переключив своё внимание с наследия великих мастеров Высокого Возрождения и барокко на художников ранней нидерландской и немецкой живописи, Бекман полностью отказался от реалистической трактовки образов, заменив поиски гармонии дисгармоническим началом. Болезненная заострённость чётко прорисованных контуров, условность почти монохромного, близкого к локальному колорита, перемежающегося со вспышками яркого цвета, намеренная деформация пропорций и анатомии движений, неестественность поз и умышленно нарушенные пространственные соотношения планов при сохранении чётко построенной трёхмерной формы призваны создать впечатление необычайно сильного субъективного эмоционального переживания («Христос и грешница», Музей искусств, Сент-Луис; «Снятие с креста», обе – 1917, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Именно с конца 1910-х гг. Бекман постепенно начал занимать ключевое место среди мастеров авангарда. Наряду с социально-бытовыми и религиозными сюжетами Бекман обратился в живописи к пейзажу с узнаваемыми франкфуртскими мотивами («Синагога», 1919, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), портрету («Портрет композитора Макса Регера», 1917, Кунстхаус, Цюрих; «Двойной портрет фрау Сварценски и Кароллы Неттер», 1923, Штеделевский художественный институт) и автопортрету, где образ художника был призван отразить социальные и культурные изменения, происходившие в Германии в годы Веймарской республики («Автопортрет с фужером шампанского», 1919, Штеделевский художественный институт; «Автопортрет на жёлтом фоне с сигаретой», 1923, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Большую роль в эти годы начинает играть печатная графика, в первую очередь циклы, выполненные в техниках офорта и сухой иглы (серия «Морг», 1915), а также литографии (серии «Ад», 1919; «Берлинское путешествие», 1922). Художник продолжил и свою литературную деятельность: в 1920 г. были написаны пьесы «Отель» и «Эбби».
В 1919 г. Бекман стал одним из основателей Дармштадтского сецессиона. В 1922 г. познакомился с коллекционером и меценатом Л. фон Маллинкродт-Шницлер, которая приобрела большое количество его работ и способствовала росту его репутации как художника. В 1924 г. состоялось знакомство Бекмана с молодой певицей Матильдой фон Каульбах (Кваппи) (1904–1986), на которой он женился в 1925 г. («Портрет Кваппи в голубом», 1926, Пинакотека современного искусства, Мюнхен; «Кваппи в розовом свитере», 1932–1934, Собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид), тогда же совершил путешествие в Италию («Галерея Умберто», 1925, частное собрание) и Францию.
2-я половина 1920-х – начало 1930-х гг. – время признания мастерства Бекмана. Он получил должность профессора во Франкфуртской школе свободных и прикладных искусств (ныне Штеделевский художественный институт; 1925–1933), награждён золотой медалью г. Дюссельдорф (1928), Почётной премией за заслуги в немецком искусстве (1928). Представленное на выставке 25-летия Союза немецких художников 5 полотнами и 13 картинами в Штеделевском институте творчество Бекмана отмечено Большой почётной премией Франкфурта-на-Майне (1929). В 1928 г. состоялась персональная выставка художника в Кунстхалле в Мангейме, затем показанная в Дрездене, Базеле, Цюрихе (1930), Париже (1931). В 1930 г. 6 картин мастера экспонировались на Венецианской биеннале. В 1932 г. в Национальной галерее Берлина (Отделение новой живописи во дворце Кронпринцпалас) сформирован зал работ Бекмана. В 1933 г. устроена большая персональная выставка в Кунстферайне Гамбурга. В это время состоялось знакомство Бекмана с искусствоведом Э. Гёпелем, впоследствии главным исследователем творчества художника.
Как современники, так и ряд историков искусства конца 20 – начала 21 вв. отмечали близость творческой манеры Бекмана к живописи немецких экспрессионистов (Buderer. 1994. S. 20). Однако осознание собственной индивидуальности мастером и его принципиальное дистанцирование от художественных сообществ не дают полного права причислять его к представителям данного направления. Не менее сложным является и вопрос об отношении мастера к новой вещественности. Его работы «Христос и грешница» (1917, Художественный музей, Сент-Луис) и «Портрет фрау Тюбе» (1919, Кунстхалле, Мангейм) были куплены по инициативе Г. Ф. Хартлауба для Кунстхалле в Мангейме ещё в 1919 г. Организовав выставку «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» (1925), Хартлауб включил в неё приобретённые картины Бекмана, где рассматривал их как центральные произведения, ярчайшие образцы левого «веристского» направления внутри художественного течения. В то же время творчество Бекмана подвергалось критике со стороны правого крыла представителей новой вещественности, например А. Канольдта, как не соответствующее концепции выставки (Buderer. 1994. S. 20). В начале 21 в. отмечается родство работ художника концепции, данной Хартлаубом. Отсутствие острой социальной критики, обращение к наследию неоклассицизма рассматриваются как срединная и, возможно, уникальная по своему характеру линия новой вещественности [серия литографий «Ад», 1919; «Футболисты», 1929, Музей Лембрука, Дуйсбург; триптих «Отплытие», 1932–1935, Музей современного искусства, Нью-Йорк; триптих «Искушение» («Искушение святого Антония»), 1936–1937, Пинакотека современного искусства, Мюнхен] (Buderer. 1994. S. 21).
Особенный характер произведениям 1930-х гг. придаёт также интерес художника к популярным в начале 20 в. среди творческой интеллигенции идеям теософии. Представления о существовании нескольких фаз смерти и обратном порядке действия (времени) в астральном поле были творчески интерпретированы в работах «Смерть» (1938, Государственные музеи, Берлин) и «Первые люди» (1939, гуашь, акварель, чернила, бумага, частное собрание).
Испытывавший критику со стороны представителей национал-социализма ещё с конца 1920-х гг., с приходом их партии к власти в 1933 г. художник был освобождён от занимаемой должности профессора, зал Бекмана в берлинском музее отдан под другие нужды (в 1936 закрыт и сам музей), часть его работ уничтожена, 21 картина экспонирована на выставке «Дегенеративное искусство» (всего из музейных собраний Германии было изъято более 650 произведений мастера). Оставшись без работы, Бекман переселился в Берлин, где некоторое время смог существовать благодаря меценатской деятельности своего друга, писателя Ш. Лакнера, и выставлялся на ежегодных выставках Союза немецких художников (до его закрытия в 1936). В этот период впервые обратился к пластике («Человек в темноте», 1934, бронза, Пинакотека современного искусства, Мюнхен; «Адам и Ева», 1936, терракота, Государственная галерея, Штутгарт); всего мастером было выполнено восемь скульптур, которым, как и его живописным произведениям, были свойственны аллегорическое осмысление действительности через обращение к традиционным образам и темам и лапидарный художественный язык, усиливающий выразительность.
В 1936 г. Бекман покинул Германию, обосновавшись сначала в Париже и в том же году – в Амстердаме. В 1940 г. благодаря содействию Л. Миса ван дер Роэ художник получил приглашение в Художественный институт Чикаго на должность преподавателя, но не сумел им воспользоваться из-за оккупации Амстердама немецкими войсками. С началом оккупации художник сжёг свои дневники, которые вёл с 1925 г. В 1944 г. чудом избежал мобилизации, на протяжении Второй мировой войны принадлежал к рядам Сопротивления. В эти годы написал ряд работ, отражающих духовное напряжение периода вынужденного изгнания и ощущение свершившейся катастрофы («Автопортрет во фраке», 1937, Художественный институт, Чикаго; «Дети сумерек», 1939, частное собрание; «Натюрморт с черепами», 1945, Музей изящных искусств, Бостон).
Начиная с 1932 г. и до самой смерти художник работал над большой художественной формой, возрождая типичную для позднесредневекового искусства композицию триптиха. Таким образом он предлагал зрителю осмыслять в мистическом ключе, опираясь на мифологический и религиозный опыт, общечеловеческие ценности через образы современности (уже упомянутые «Отплытие» и «Искушение»; «Акробаты», 1939, Музей искусств, Сент-Луис; «Персей», 1940–1941, Музей Фолькванг, Эссен; «Актёры», 1941–1942, Гарвардские музеи искусств, Кембридж, Массачусетс; «Карнавал», 1943, Музей искусств Стенли Университета Айовы, Айова-Сити; «Слепая корова», 1944–1945, Художественный институт, Миннеаполис; «Начало», 1946–1949, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Аргонавты», 1949–1950, Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Балетный кастинг», не закончена, 1950, частное собрание). Также создал циклы литографических иллюстраций к «Апокалипсису» (1941–1942, опубликованы в 1943) и рисунков по мотивам «Фауста» Гёте (1943–1944, Музей Гёте, Франкфурт-на-Майне)
В 1947 г., отказавшись от должности профессора сразу в нескольких городах Германии (Дармштадт, Мюнхен, Берлин, Франкфурт-на-Майне, Гамбург), уехал в США, где получил работу преподавателя в Художественной школе Вашингтонского университета в Сент-Луисе. В Америке творчество Бекмана было известно с середины 1920-х гг. благодаря организованным И. Б. Нойманном выставкам в Нью-Йорке (1926 и 1927), а также многочисленным экспозициям с участием работ художника в годы Второй мировой войны. В 1948 г. Музей искусств в Сент-Луисе провёл большую ретроспективную выставку Бекмана, укрепив возрастающий интерес к произведениям мастера. Благодаря деятельности коллекционера Мортона Д. Мэя было сформировано крупнейшее в мире собрание работ художника, позднее переданное в музей Сент-Луиса. После путешествия по Америке в 1949 г. Бекман принял приглашение на должность профессора в Художественной школе Бруклинского музея в Нью-Йорке.
Умер от сердечного приступа, за несколько часов до этого закончив свой известнейший триптих «Аргонавты» (1949–1950, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
В 1950 г. состоялась персональная выставка Бекмана в рамках Венецианской биеннале. В 1978 г. властями Франкфурта учреждена премия Макса Бекмана (на начало 2020-х гг. – 50 тыс. евро), отмечающая наиболее выдающихся живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов, позднее также фотографов и кинорежиссёров. Вручается каждые три года 12 февраля, в день рождения мастера. В 1993 г. её лауреатом стал российский художник И. И. Кабаков. В 2007–2008 гг. выставка Бекмана прошла в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Сын М. Бекмана Петер Бекман (1908–1990) был известный геронтологом и кардиологом.