Неоклассицизм (в искусстве)
Неоклассици́зм, стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, опирающийся на образцы искусства и архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, а также на наследие Возрождения и классицизма.
В зарубежной историографии термин «неоклассицизм» применяется к классическому направлению в архитектуре и искусстве последней трети 18 – 1-й трети 19 вв. (в отличие от классицизма 17 в.), а также к последующим волнам обращения к классическим идеалам. В отечественной традиции стили этих эпох принято называть последовательно классицизмом 18 в. и александровским классицизмом или ампиром (во Франции и собственно в России), а термин «неоклассицизм» относится лишь к направлению в архитектуре и изобразительном искусстве конца 1900-х – 1910-х гг., а также 1920-х и 1930-х – 1950-х гг. (англоязычный аналог – Neoclassical Revival). В последнее время наблюдается тенденция перехода к международной терминологии.
Неоклассицизм 20 в. возник как реакция на свободное формообразование стиля модерн и «всеядность» эклектизма, в позднейшие годы существовал в качестве альтернативы модернизму. Для архитектуры неоклассицизма характерно использование форм и принципов классических ордеров, чёткой, как правило, симметричной композиции, ясно читаемого силуэта и пространства, использование античных декоративных форм, а также стремление к созданию градостроительных ансамблей. В начале 20 в. неоклассицизм проявился в работах таких архитекторов, как О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоос в Австрии, Э. Г. Асплунд в Швеции, Э. Лаченс в Англии и др.
В 1930-х гг. модернизированный неоклассицизм стал официальным стилем искусства Третьего рейха в Германии (архитекторы А. Шпеер, П. Л. Трост и др.), фашистского искусства в Италии (архитекторы М. Пьячентини, А. Мадзони, представители Новеченто), благодаря чему начал ассоциироваться с тоталитарными режимами. Однако черты неоклассицизма эпизодически проявлялись и позднее, особенно в архитектуре США; в последней трети 20 в. этот стиль влился в постмодернизм.
Неоклассицизм в изобразительном искусстве отличает выраженная идеализация натуры на основе античных прототипов, повышенное внимание к линии и силуэту, сдержанная трактовка деталей. Неоклассический период пережили в своём творчестве скульпторы А. фон Хильдебранд, А. Брекер (Германия), Э.-А. Бурдель и А. Майоль (Франция). Неоклассицизм в европейской живописи, сложившийся ещё в конце 19 в. в творчестве П. Пюви де Шаванна, А. Бёклина и других мастеров, в 1910-х – 1930-х гг. затронул даже таких новаторов, как П. Пикассо, и повлиял на С. Дали и других сюрреалистов, а в Италии вылился в движение метафизической живописи (Дж. Де Кирико, Ф. Казорати и др.).
Неоклассицизм в России
В силу различных исторических обстоятельств особенно ярко неоклассицизм проявился в архитектуре России и СССР в 1-й половине 20 в. Распространение этого стиля в 1910-х гг. отчасти связано с широким празднованием 100-летия Отечественной войны 1812 г. и с осознанием периода конца 18 – начала 19 вв. как «золотого века» русской культуры. Пропагандой этой идеи и ознакомлением публики с высшими достижениями русского искусства и архитектуры того времени занимался журнал «Аполлон». Русские архитекторы-неоклассицисты Серебряного века вдохновлялись прежде всего творениями русских зодчих «первого» классицизма. Большую роль сыграла преподавательская деятельность Л. Н. Бенуа, привившего любовь к классицизму своим ученикам, среди которых были Ф. И. Лидваль, Г. Б. Бархин и братья А. А. Веснин и В. А. Веснин (приверженцы неоклассицизма до своего обращения к конструктивизму в 1920-х гг.), а также И. А. Фомин, В. А. Щуко, С. Е. Чернышёв, В. Г. Гельфрейх, Л. В. Руднев, Л. М. Поляков и другие архитекторы, работавшие в русле неоклассицизма как в предреволюционные годы, так и в дальнейшем, в особенности в 1930-х – 1950-х гг. Особое место в истории неоклассицизма занимает творчество И. В. Жолтовского, раньше других начавшего работать в традициях палладианства и остававшегося представителем неоклассицизма вплоть до 1950-х гг.
Прекрасными образцами неоклассицизма стали ранние произведения И. А. Фомина (дом А. А. Половцева на Каменном острове, 1911–1913, и проект застройки Тучкова Буяна, 1913, оба – в Санкт-Петербурге, и др.), работы В. Д. Адамовича и В. М. Маята (особняк Н. А. Второва в Москве, 1913–1915), братьев Весниных (дом Д. Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913). Отдал дань неоклассицизму и Ф. О. Шехтель, хотя в его собственном особняке на Большой Садовой улице в Москве (1909) мотивы неоклассицизма сочетаются с композиционными приёмами модерна. В 1910-х гг. неоклассицизм наложил отпечаток на облик крупных сооружений – банков (Азовско-Донской банк в Санкт-Петербурге, архитектор Ф. И. Лидваль, 1907–1913), доходных домов (дом Толстого на набережной реки Фонтанка в Санкт-Петербурге, архитектор Лидваль, 1910–1912), музеев [Музей изящных искусств в Москве, 1898–1912 (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), архитектор Р. И. Клейн], вокзалов [Брянский (Киевский) вокзал в Москве, архитекторы И. И. Рерберг, В. К. Олтаржевский, 1914–1918], мостов (Бородинский мост в Москве, Клейн, 1911–1913) – и в целом оставил заметный след в архитектурном облике российских городов.
В 1920-х гг. неоклассицизм был оттеснён авангардными течениями в архитектуре, однако и в это время появлялись здания, отмеченные классицистическими чертами: пропилеи Смольного дворца в Санкт-Петербурге (архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, 1923–1925), Госбанк СССР (архитектор И. В. Жолтовский, 1927–1929). И. А. Фомин развивал концепцию «пролетарской классики», в которой упрощённые ордерные элементы сочетались с логикой железобетонных конструкций (дом общества «Динамо», совместно с А. Я. Лангманом, 1928).
Новые условия для развития неоклассицизма в СССР создал провозглашённый в 1932 г. поворот к «освоению классического наследия»: неоклассицизм стал на 20 лет магистральным стилем советской архитектуры. В 1930-х гг. к продолжавшим работать дореволюционным мастерам присоединилось новое поколение архитекторов (А. Н. Душкин, К. С. Алабян, Д. Н. Чечулин, М. В. Посохин и др.). Аспиранты созданной в 1934 г. Академии архитектуры СССР занимались углублённым изучением классики; в 1935–1936 гг. группа советских архитекторов совершила поездку по Турции, Греции, Италии и Франции для знакомства с архитектурой Античности, Возрождения и классицизма. При этом доктрина социалистического реализма требовала значительной переработки исторических прототипов и насыщения их коммунистической символикой. Среди важнейших построек этого периода – станции первых четырёх линий Московского метрополитена, сооружения канала Москва – Волга, включая Северный речной вокзал в Москве (1937, архитектор А. М. Рухлядев, скульпторы И. С. Ефимов и др., художники Н. Я. Данько и др.). В архитектуре 1930-х гг. неоклассицизм существовал в сочетании с ар деко (станция метро «Дворец Советов», ныне «Кропоткинская», архитекторы Душкин, Я. Г. Лихтенберг, 1935), а также с чертами, унаследованными от конструктивизма (комплекс шлюза на реке Яуза, архитектор Г. П. Гольц, 1937–1939).
Более монументальная разновидность неоклассицизма 1930-х – 1950-х гг., опиравшаяся преимущественно на наследие русского ампира, получила впоследствии название «сталинский ампир». До Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. сооружения в подобном стиле строились главным образом в Ленинграде (Дом Советов, архитектор Н. А. Троцкий, 1936–1941), но в послевоенный период он получил распространение по всей стране как наиболее подходящий для выражения пафоса Победы (другое название – «стиль "Триумф"»). Примерами могут служить решённые в виде триумфальных арок наземные павильоны ряда станций Кольцевой линии Московского метрополитена, многие элементы ансамбля Всероссийского выставочного центра (Центральный вход, 1954, архитектор И. Д. Мельчаков; Главный павильон и др.), семь высотных зданий в Москве, застройка Волгограда, улицы Крещатик в Киеве, центральных улиц и площадей Минска и др.
В 1954 г. развитие неоклассицизма в СССР было прервано реформой Н. С. Хрущёва, осудившего «излишества в архитектуре» и провозгласившего переход к индустриальному домостроению. Впоследствии архитектура советского неоклассицизма подвергалась осуждению за свою эклектичность, а также как выражение тоталитарной эпохи. Ныне происходит переоценка этого явления: его рассматривают как продолжение неоклассицизма 1910-х гг. в специфических социально-исторических условиях.
В изобразительном искусстве России неоклассицизм проявился слабее, чем в архитектуре. Среди живописцев начала 20 в. предтечей неоклассицизма выступил В. Э. Борисов-Мусатов, а наиболее последовательными приверженцами – А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев, Б. Д. Григорьев; сближаются с неоклассицизмом также некоторые произведения Вал. А. Серова, Л. С. Бакста, З. Е. Серебряковой, К. С. Петрова-Водкина и др.
В скульптуре предреволюционных лет неоклассическая тенденция выразилась в творчестве А. Т. Матвеева, С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой. В 1930-х – 1950-х гг. скульптура также следовала курсу на «освоение классического наследия» в рамках доктрины социалистического реализма. Наиболее успешно соединить официальные требования с подлинной художественностью удалось В. И. Мухиной в скульптурной группе «Рабочий и колхозница» (1935–1937): символические образы новых советских людей были созданы с опорой на античные прототипы. В многочисленных памятниках, созданных С. Д. Меркуровым и Н. В. Томским, воспринятый от неоклассицизма монументализм и заимствованные у античных прототипов позы сочетались с реалистической трактовкой деталей.
В живописи и графике советского периода неоклассицизм проявился мало, т. к. в 1930-х – 1950-х гг. официальным образцом служило творчество русских художников-реалистов 19 в., в особенности передвижников, однако черты неоклассицизма можно выделить в графике В. А. Фаворского, живописи А. А. Дейнеки, А. Н. Самохвалова и др.