Рихтер Герхард
Ри́хтер Ге́рхард (Gerhard Richter) (род. 9.2.1932, Дрезден), немецкий живописец, график. Обучался на отделении монументальной живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Дрездене (1951–1956). В 1961 г. по политическим соображениям перебрался из ГДР в Западную Германию, где получил статус беженца. Учился в Академии художеств в Дюссельдорфе (1961–1964). В 1963 г. вместе с художниками З. Польке, К. Люгом и М. Куттнером организовал выставку «Жизнь в популярной культуре: витрина капиталистического реализма». Показанные на ней работы этих четырёх мастеров представляли собой синтез западноевропейского послевоенного абстракционизма (ташизм, информель) и набиравшего обороты направления поп-арт, на тот момент ещё не распространившегося в Германии.
С начала 1960-х гг. Рихтер создавал живописные работы по мотивам фотографий из семейного архива («Тётя Марианна», 1965, Фонд Ягэо, Тайбэй; «Дядя Руди», 1965, Мемориальный музей, Лидице, Чехия), а также изображений, заимствованных из рекламы или массовой печатной продукции («Складная сушилка для белья», 1962, коллекция Анны и Йозефа Фрёлих, Штутгарт; «Пешеходы», 1963, Музей современного искусства, Франкфурт-на-Майне; «Митинг», 1966, частное собрание). Характерный приём художника – повторение фотографического изображения с имитацией его эстетических и технических особенностей (расфокусированности кадра, нечёткости объектов, снятых в движении), а также своеобразное его остранение, например при помощи добавления потёков краски или густо расположенных линий и штрихов («Стол», 1962, частное собрание). Синтез живописи и фотографии – рефлексия Рихтера по поводу возможности художественной репрезентации реальности в современную эпоху, когда она неизбежно проходит обработку массмедиа и подвергается непрерывному репродуцированию.
Во 2-й половине 1960-х гг. Рихтер обратился к абстрактной живописи. Работы этого периода образуют серии по принципу доминирующих стилистических приёмов. Художник использовал пигменты сходных оттенков (например, градации серого: «Два серых цвета, сопоставленных вместе», 1966; «Серые разводы», 1968; оба – в частных собраниях), заполнял холст плотными многоцветными линиями, вихреобразно пересекающимися друг с другом («Цветные разводы», 1968, частное собрание; «Разводы по схеме решётки», 1968, Музей Висбадена). Наиболее известные работы этого периода – «цветовые таблицы» из квадратов и прямоугольников, закрашенных разными локальными цветами, напоминающие промышленные цветовые линейки («Десять цветов», 1966; «192 цвета», 1966; оба – в частных собраниях).
В 1969 г. Рихтер начал долгосрочный проект «Атлас»: он экспонировал растущую с годами коллекцию фотографий, вырезок из газет, журналов и другой полиграфической продукции, которые начиная с 1960-х гг. брал за основу для своих картин. Для живописи Рихтера всё более характерными становились многократное тиражирование и развитие однажды найденного приёма, апробирование его в многочисленных вариантах, насчитывающих по нескольку десятков полотен. Абстрактные серии (циклы полотен 1970-х – 1990-х гг., которые либо не имеют названия, либо озаглавлены просто «Абстрактная картина») чередуются с фигуративными (городские и природные ландшафты: «Вид города PL», 1970, Новый музей – Государственный музей искусства и дизайна, Нюрнберг). Подобные черты роднят художника с представителями концептуального искусства; Рихтер также исследовал эпистемологические и семиотические границы художественного языка, размышлял о недавней политической истории Германии и о проблеме обусловленности исторической памяти фотографическими образами. «Герр Хайде» (1965, частное собрание) – портрет немецкого психиатра времён Третьего рейха В. Хайде, основателя евгенической программы умерщвления Т-4; цикл из 15 картин «18 октября 1977» (1988), посвящённый аресту и самоубийству в тюрьме лидеров западногерманской леворадикальной террористической группировки Фракция Красной Армии.
В абстрактных полотнах 1980-х – начала 2000-х гг. Рихтер часто использовал цвет, применял «нестандартные» способы живописи, используя резиновый скребок или строительный шпатель для «размазывания» красочного слоя по холсту; в результате возникало подобие локального цветового поля со множеством неровностей и «разрывов». Часть работ («Аризона», 1984, частное собрание; «Ручей», 1992, Музей современного искусства, Стокгольм; «Лес», 2005, Музей современного искусства, Нью-Йорк) находились на грани беспредметности и фигуративизма, а абстрактные элементы всё чаще отсылали к биоморфным формам и образам.
С начала 1960-х гг. Рихтер также создаёт произведения в форме установленных вертикально стеклянных поверхностей, прозрачных («Четыре стеклянных листа», 1967, Фонд Херберт, Гент) либо монохромно закрашенных («Зеркало, кроваво-красное», 1991, Музей современного искусства, Сан-Франциско). Они существуют как самостоятельные работы или экспонируются как инсталляция («12 листов», 2013, Фонд Бейелер, Риен, Швейцария). Работает в технике эмали по стеклу, как в монументальном («Черный, красный, золотой», 1999, заказная композиция для здания Рейхстага в Берлине), так и в кабинетном формате (вдохновлённые собранием сказок и новелл «Тысяча и одна ночь» абстрактные серии «Синдбад», 2008, и «Аладдин», 2010). В 2007 г. Рихтер выполнил по мотивам своего полотна «4096 цветов» (1974, частное собрание) витраж для Кёльнского собора. С 2011 г. создаёт серию «Полоса»: на листах бумаги шириной 3 м напечатаны цифровым методом горизонтальные цветовые полосы, колорит которых основан на более ранних «Абстрактных картинах» Рихтера; работы закреплены между листами алюминия и органического стекла.
Использует фотографии как основу для живописи (в том числе серия «Посещение музея» из 234 снимков, сделанных в ходе подготовки к ретроспективной выставке Рихтера «Панорама» в Современной галерее Тейт в Лондоне, 2011). Обращается к тиражным жанрам: книги художника, гравюры, шпалеры и т. д.
Преподавал в Академии художеств в Дюссельдорфе (1971–1993).
Лауреат премий Арнольда Боде (1981), Оскара Кокошки (1985), Вольфа (1994/1995), наград «Золотой лев» Венецианской биеннале и Praemium Imperiale (обе – 1997), Государственной премии федеральной земли Северный Рейн – Вестфалия (2000).
Сюжет фильма «Работа без авторства» (2018, режиссёр Ф. Хенкель фон Доннерсмарк) в значительной степени основан на биографии Г. Рихтера.