Грчич Константин
Грчич Константи́н (Konstantin Grčić) (род. 18.5.1965, Мюнхен), немецкий промышленный дизайнер.
Сын эмигранта из Югославии, юриста и коллекционера графики 18 в. и старинной мебели; мать – арт-дилер в сфере современного искусства. Старшая сестра Тамара Грчич (род. 1964) впоследствии стала художницей. После смерти отца в 1978 г. Грчич с семьёй переехал в Вупперталь, где в 1-й половине 1980-х гг. стажировался у реставратора антикварной мебели. В 1985–1987 гг. учился на мебельщика в Парнем-колледже в Дорсете (Великобритания). В 1988–1990 гг. изучал дизайн в Королевском колледже искусств в Лондоне у Дж. Моррисона (работал в его лондонской студии в 1990–1991), познакомился с Ш. Коукли, основателем дизайнерской фирмы SCP (1985). Марка выпустила первые проекты Грчича – стол «Bishop» (1991), журнальные столики «Tom Tom» и «Tam Tam» (1991/1992). В 1991 г. дизайнер вернулся в Мюнхен и основал собственное бюро Konstantin Grcic Industrial Design (c 2018 базируется в Берлине).
Спроектированная Грчичем мебель вдохновлена дизайном 1-й половины 20 в., в особенности опытом модернизма по созданию целесообразной и одновременно художественно ценной жилой среды. Для дизайна Грчича характерны минималистские формы, эксперименты с надёжными и технологичными конструкциями из металла, дерева, пластмассы, стекла. Дизайнер часто использует метод 3D-моделирования и 3D-печать.
Особое место в творчестве К. Грчича занимает проектирование стульев и кресел. Стул «Chair One» создан для итальянской дизайнерской фирмы Magis (2004) из литого алюминия – новой для компании технологии. По замыслу Грчича, предметом эстетизации должна cтать сама ячеистая конструкция стула, заимствованная у футбольного мяча (URL: http://konstantin-grcic.com/projects/chair-one/), в которой пустоты контрастируют с брутальной рёберной структурой. Среди других проектов – кресло «Chaos» (2001), стулья «Mars» (2003) и «Venus» (2006) для немецкой мебельной компании ClassiCon (для неё также созданы столики «Diana» со сложными геометрическими композициями из вертикальных, горизонтальных и наклонных металлических пластин, 2002; стол «Pallas», 2003), перфорированный стул «Myto» (2008), отлитый из индустриального пластика; школьный стул «Pro School» (2012) с S-образной спинкой, позволяющий ученикам менять положение тела во время урока; офисный стул «Allstar» (2014); «архетипический» стул «Primo» (2017); мягкое кресло «Citizen» (2020) в двух версиях: для общественных пространств и более уединённых лаунж-зон.
Среди многофункциональных и мобильных предметов: комплект офисной мебели «360°» с поворотными механизмами для ящиков, столешницы и стула (2009); созданная для итальянского производителя осветительных приборов «Flos» переносная лампа «Mayday» (1999; названа по международному радиосигналу бедствия) с крюком для подвешивания и рожками для наматывания кабеля; светильник «OK» (2013) со светодиодным диском, вращающимся в двух плоскостях на 360° и скользящим по стальному тросу, натянутому между потолком и полом (усовершенствованный вариант идеи дизайнеров П. Мандзу и А. Кастильони 1960-х гг.).
Сотрудничал с производителями предметов дизайна и мебели Authentics (Великобритания), Cassina, Plank (оба – Италия), Flötotto (Германия), Kettal (Испания), Muji (Япония; вдохновлённый эстетикой Баухауса комплект из стула и рабочего стола «Pipe», 2009, совместно с австрийским производителем мебели Thonet; видовой павильон в духе традиционного японского жилища «Muji hut», 2015, и др.), Vitra, производителем сантехники Laufen; спроектировал линейку посуды для Nespresso (2014; все три – Швейцария).
К. Грчич работает над концептуальными проектами, переосмысляя функции и облик вещей из повседневной жизни. В серии предметов мебели «Man Machine» (2014; названа по одноимённому альбому группы Kraftwerk, 1978), изготовленных из промышленного стекла, с подвижными частями на пневмоцилиндрах, дизайнер стремился разрушить стереотип о стеклянной мебели как некомфортабельной и требующей осторожности в обращении из-за своей хрупкости. В 2016 г. в парижской Галерее Крео он представил коллекцию «Hieronymus» из пяти стульев и кресел, вдохновлённых картиной Антонелло да Мессины «Святой Иероним в келье» (около 1475, Национальная галерея, Лондон). Выполненные из алюминия, древесины ореха, мрамора, фиброцементного композита и пластмассы, предметы меняют представления о комфорте и равновесии, т. к. каждый из них заставляет принимать непривычные позы и тем самым задействует определённые группы мышц. Трёхмерные абстрактные объекты из коллекции «Volumes» (2018, каменный монолит серо-голубого оттенка) только намекают на свою возможную функцию в качестве мебели.
К. Грчич оформил экспозицию в национальном павильоне Германии на Венецианской биеннале (2012), выставку дизайна ночных клубов «Night fever. Designing club culture 1960 – today» («Ночная лихорадка. Клубный дизайн с 1960 до наших дней») для Музея дизайна Vitra в Вайль-ам-Райне (2018), витрину «Автобан» для магазина Hermès в Токио (2009) и др. Совместно с фирмой Hugo Boss в 2016 г. разработал дизайн чёрной гоночной яхты для британского яхтсмена А. Томсона, а в 2019 г. – капсульную осенне-зимнюю коллекцию одежды для путешествий; вместе с фирмой Aeance в 2019 г. создал коллекцию одежды универсального кроя преимущественно из биоразлагаемых материалов. Разработал дизайн для коллекционной серии автомобилей Smart № 21 (2019).