Блоссфельдт Карл
Бло́ссфельдт Карл (Karl Blossfeldt) (13.6.1865, деревня Шило, ныне в черте Харцгероде, земля Саксония-Анхальт – 9.12.1932, Берлин), немецкий фотограф, представитель новой вещественности и нового видения, мастер ботанической фотографии.
Изучал техники скульптуры в художественной литейной мастерской машинной фабрики Carlswerk в г. Харцгероде (1881–1884), обучался рисованию в Школе Музея художественных ремёсел Берлина (после 1884). В 1890 г. получил стипендию на обучение в Риме, где сотрудничал в рисовальной мастерской художника М. Мойрера (1890–1896); участвовал в подборе учебно-методических материалов по дизайну: занимался изучением растений, собирал их, зарисовывал и стилизовал для последующего перевода в орнаментальные композиции. В процессе реализации проекта профессионально увлёкся сьёмкой растений (первые фотоработы относятся к 1891).
В 1926 г. состоялась выставка работ Блоссфельдта в галерее К. Нирендорфа в Берлине, где фотографии соседствовали с этнической скульптурой из стран Африки и Океании. Быстрому росту популярности произведений фотографа способствовала рецензия на выставку В. Беньямина, основоположника теории фотографии.
Много путешествовал по Европе и Северной Америке, откуда привёз множество снимков разнообразной флоры – живых растений и гербариев. Результатом работы стала публикация альбомов, принёсших известность мастеру: «Праформы природы» («Urformen der Kunst». Berlin, 1928) и «Чудеса природы» («Wundergarten der Natur: Neue Bilddokumente schöner Pflanzenformen». Berlin, 1932).
Работы Блоссфельдта уникальны благодаря его техническому мастерству. Не имея специального образования фотографа, Блоссфельдт пользовался крупноформатной камерой собственного изготовления со стеклянными фотопластинами (см. в статье Фотографические материалы). Он делал снимки в натуральную величину (масштаб 1 : 1), затем воспроизводил объект целиком или фрагментарно с очень сильным увеличением (от 12- до 45-кратного) в технике желатиново-серебряной печати на бумаге размером 24х30 см или 24х60 см. Блоссфельдт фотографировал растения преимущественно на нейтральном чёрном, сером или светлом фоне без дополнительных деталей при рассеянном естественном освещении с максимально точным наведением резкости.
Благодаря документальной фиксации натуры, детализации и чёткости воспроизводимых объектов, а также их художественной ценности работы Блоссфельдта считаются наиболее яркими и показательными примерами направления новое видение в фотографии. Его типичный приём – метаморфоза многократно увеличенного фрагмента в абстрактную декоративную форму. Тем не менее Блоссфельдт рассматривал свои снимки не как самостоятельные произведения, а как учебный и вспомогательный материал для художников. В собственной педагогической практике он активно использовал увеличенные проекции своих фотоизображений для изучения учащимися строения растений и их отдельных частей. Мастер считал, что современному искусству необходимо тщательное изучение внутренней красоты, присущей уникальным природным формам. Вместе с тем сопровождение фотографий точно воспроизведённых растений надписями с их латинскими названиями апеллировало к традиции научных гербариев.
Создал архив фотографий ботанических объектов в Школе Музея художественных ремёсел (преподавал в 1898–1930; с 1921 – профессор), на базе которого вёл курс «Моделирование растений»; также преподавал в Объединённой государственной школе изящных и прикладных искусств (с 1924).