Ренгер-Патч Альберт
Ре́нгер-Патч А́льберт (Albert Renger-Patzsch) (22.6.1897, Вюрцбург – 27.9.1966, Вамель, Мёнезе), немецкий фотограф, представитель направлений новая вещественность и прямая фотография. Фотографировать начал ещё школьником: на интересы мальчика повлиял отец, Роберт Ренгер-Патч (1868–1920), увлечённый любитель фотографии. В годы Первой мировой войны призван на военную службу, после начальной подготовки принят научным сотрудником в центральное химическое управление Генерального штаба Германии (1916–1918). Изучал химию в Техническом университете Дрездена (1919–1921), но не окончил его. В 1922–1923 гг. был директором фотоархива издательства Folkwang (Folkwang-Verlag GmbH) в Дармштадте, где среди прочего собирал изобразительный материал для книг о растениях владельца типографии Э. Фурмана; затем трудился в издательстве Auriga (1924–1925), преемнике Folkwang. В 1-й половине 1920-х гг. также работал фотокорреспондентом газеты Chicago Tribune и в сфере рекламы (компании Pelikan и Jenaer Glaswerke). Среди произведений этого времени: «Эхеверия» (1922), альбомы «Толстянки» и «Орхидеи» (1924), «Голова змеи» (1927).
После публикации альбома фотографий «Скамьи в хоре Каппенберга» («Das Chorgestühl von Kappenberg», 1925) покинул издательство и открыл студию в г. Бад-Харцбург. В 1927 г. состоялась его первая выставка в Музее Бенхаус Дрегерхаус г. Любек при поддержке директора музея К. Г. Хайзе. В 1929 г. получил ателье в музее Фолькванг в Эссене; в школе Фолькванг (ныне Университет искусств Фолькванг) преподавал искусство фотографии (1933–1934).
Вдохновлённый ботаническими снимками и отвергая методы пикториализма, целью которого было сближение фотографии с живописными произведениями, Ренгер-Патч считал, что главная ценность этого искусства заключается в его способности с абсолютной точностью передавать текстуру и детали физических объектов. Одна из задач Ренгер-Патча – показать единство «структур», лежащих в основе конструкции как рукотворных, так природных образов. Приёмы кадрирования позволили ему сосредоточиться на деталях и поверхностях, воспроизведённых с необычайной чёткостью и ясностью. Объект «вырывался» из окружающего его контекста и получал самостоятельное эстетическое звучание.
Широко известен альбомом «Мир прекрасен» («Die Welt ist schön», 1928, под редакцией К. Г. Хайзе), воплотившим основные принципы прямой фотографии. 100 листов с изображением людей, животных, растений, индустриальных объектов, элементов окружающей среды исполнены без применения каких-либо дополнительных механических или химических эффектов и представляли собой трезвый взгляд на собственную красоту предмета изображения.
Фотографировал промышленные объекты и пейзажи Рурской области («Eisen und Stahl», «Железо и сталь», 1930).
Во время Второй мировой войны делал фотографии для иллюстрирования книг о Верхнем Рейне и г. Падерборн, работал военным корреспондентом: снимал строительство «Атлантического вала» (1943). Большая часть фотоархива Ренгер-Патча погибла в 1944 г. при бомбардировке Эссена союзниками.
В 1945 г. переехал в Вамель. После войны посвятил себя преимущественно фотографированию природных объектов («Деревья»,1962; «Камни», 1966).
Награждён государственной премией в области искусства земли Северный Рейн-Вестфалия (1965), премией и медалью Дэвида Октавиуса Хилла (1960) Немецкого общества фотографов (ныне Немецкая фотоакадемия). В 1991 г. для фотохудожников учреждена премия Альберта Ренгер-Патча.