Лагерфельд Карл
Ла́герфе́льд Карл, Карл Отто Лагерфельд (Karl Otto Lagerfeld) (10.9.1933, Гамбург – 19.2.2019, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа), немецкий дизайнер одежды.
Сын предпринимателя, владельца производства сгущённого молока Отто Лагерфельда (1881–1967) и Элизабет Бальман (1897–1978), дочери политика и чиновника Карла Бальмана (1859–1922). В 1952 г. переехал в Париж, учился в лицее Монтеня. С детства много рисовал, до конца жизни создавал эскизы коллекций от руки. В 1954 г. принял участие в конкурсе Международного секретариата шерсти (c 1997 компания Woolmark): пальто по его дизайну было отмечено 1-й премией в категории верхней одежды, а один из членов жюри, французский дизайнер одежды П. Бальмен, предложил ему работу в качестве младшего ассистента (1955–1958); на конкурсе Лагерфельд познакомился с И. Сен-Лораном, получившим 1-ю премию в категории платьев.
В 1958–1963 гг. Лагерфельд занимал должность художественного директора модного дома Jean Patou. В 1964 г. переехал в Италию для изучения истории искусств. В 1960-х – 1970-х гг. сотрудничал с итальянскими и французскими домами мод: Tiziano, Curiel, Krizia, Charles Jourdan, Valentino. В умении работать одновременно для нескольких компаний заключалась особенность метода Лагерфельда: он сформировал современное понимание профессии дизайнера, который не создаёт собственный бренд, а выступает креативным директором авторитетных, «исторических» модных домов.
Так, в 1964 г. он поступил на работу в отдел прет-а-порте французского дома моды Chloé (1964–1983, 1992–1997). Его основательницу, модельера Г. Агьон, привлекло умение Лагерфельда мыслить цельными образами и превращать замыслы в коммерчески успешные модели одежды. В 1975 г. назначен главным дизайнером бренда. Период работы в Chloé – время профессионального становления Лагерфельда.
В 1965–2019 гг. сотрудничал с итальянским домом моды Fendi. Работал над линией прет-а-порте и меховыми коллекциями от-кутюр (с 2015). Он также изменил логотип модного дома: две буквы «F», одна из которых перевёрнута, расшифровывались как «Fendi Fun» (с англ. буквально – веселье Fendi) и обозначали новую концепцию бренда. Лагерфельд сделал модными наряды из натурального меха: заменил консервативные, устаревшие фасоны экспериментальными и облегчёнными, сочетал разнообразные фактуры, оттенки, а также ранее не использовавшиеся для моделей высокой моды меха кролика, белки и крота.
В 1983–2019 гг. главный дизайнер французского модного дома Chanel, основанного Коко Шанель в начале 20 в. Сочетание таланта и прагматического восприятия моды как бизнеса позволили ему вернуть этому бренду утраченные со смертью Шанель престиж и успех. Лагерфельд занимался моделями от-кутюр и прет-а-порте, круизными и капсульными коллекциями. В наследии модного дома он искал источник вдохновения, работал с одеждой и аксессуарами, придуманными Шанель: твидовым костюмом с юбкой, маленьким чёрным платьем, жакетом с крупными круглыми пуговицами, широкими брюками, юбками с разрезами, нитями искусственного жемчуга, цепочками, цветками камелии, числом 5, логотипом из двух скрещённых букв «C».
Обладатель большой библиотеки, собрания произведений искусства и предметов дизайна, Лагерфельд обладал знаниями, опытом и кругозором, позволившими ему стать «непревзойдённым интерпретатором момента» (Wigham H. Karl Lagerfeld). Узнаваемый стиль бренда он сочетал с современными тенденциями. В его трактовке костюм по эскизу Коко Шанель становился гламурным и откровенным благодаря укороченной прямой юбке (весна/лето 1993), сдержанным и подражающим историческим образцам (например, костюм с сюртуком, осень/зима 2009–2010; наряды в духе 1940-х гг., осень/зима 2012–2013), стилизовался под скафандр в коллекции осень/зима 2017–2018, посвящённой теме космических полётов, и т. д. Презентации линий прет-а-порте и от-кутюр проходили в выставочном центре Гран-Пале в Париже, где для превращённых в сценические действа показов строились масштабные декорации, например в виде ледника (осень/зима 2010–2011), супермаркета (осень/зима 2014–2015), парижской улицы во время протестов (весна/лето 2015) или места запуска ракеты (осень/зима 2017–2018).
Масштабы бренда росли, к 2017 г. дизайнер выпускал по шесть коллекций в год. Одна из них – ежегодная презентация проекта «Художественные ремёсла» (Métiers d’Art; с 2002), призванного сохранить и поддержать ремесленные традиции шитья, производства тканей, аксессуаров и обуви. Для этого модный дом приобрёл ряд сохранившихся мастерских и предприятий: Lemarié (с 1880 производит аксессуары из перьев и цветы из ткани), Causse (с 1892 перчатки), Massaro (с 1894 обувь), Guillet (с 1896 цветы из ткани), Barrie (с 1903 кашемир), Lesage (с 1924 вышивку), Desrues (с 1929 фурнитуру и украшения), Maison Michel (с 1936 головные уборы), Montex (с 1939 вышивку), Lognon (с 1945 плиссировку тканей), Goossens (с 1950 ювелирные изделия); коллекции «Художественные ремёсла» составлены из изделий этих мастерских. Показы были посвящены странам, связанным с историей модного дома и жизнью Шанель: Индии (прошёл в Гран-Пале в Париже, 2011), Шотландии (во дворце Линлитгоу близ Эдинбурга, 2012), Австрии (во дворце Леопольдскрон в Зальцбурге, 2014), Египту (на фоне древнеегипетского храма из Дендура в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, 2018) и др. Сам дизайнер называл себя «вампиром» мира моды, берущим у разных культур и эпох интересующие его детали (Larocca. 2015). В 2013 г. Лагерфельд снял два короткометражных фильма, посвящённых Шанель: «Много лет тому назад…» («Once Upon a Time…») и «Возвращение» («The Return»).
В 1984 г. основал собственный бренд одежды Karl Lagerfeld. В 2005 г. он был приобретён американской маркой Tommy Hilfiger, но Лагерфельд сохранил позицию креативного директора. Работал над совместными проектами с другими брендами одежды, в том числе массовыми (с H&M, 2004).
Как художник по костюмам оформлял постановки опер «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха («Театро Комунале» во Флоренции, 1980), «Троянцы» Г. Берлиоза (театр «Ла Скала» в Милане, 1982, режиссёр обеих – Л. Ронкони), «Норма» В. Беллини (Опера Монте-Карло в Монако, 2009, режиссёр Ж.-К. Майо), выступление певицы Р. Флеминг в партии Манон (опера Ж. Массне «Манон») на гала-концерте открытия сезона в честь 125-летия театра «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, 2008), балет «Квартет Брамса-Шёнберга» (Парижская опера, 2016, хореограф Дж. Баланчин).
Лагерфельд занимался фотографией: снимал рекламные кампании для Fendi и Chanel (с 1987), его работы публиковались в журналах Vogue и Interview.
Выпускал собственную сатирическую газету о модной индустрии The Karl Daily (2014–2019) и рисовал политические карикатуры, печатавшиеся в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung (2012–2019). Автор иллюстраций к сказке Х. К. Андерсена «Новое платье короля» (1992). Владелец книжного магазина 7L в Париже (с 1999) и основатель издательства Editions 7L (с 2000).
В 2017 г. оформил интерьер в двух номерах гостиницы Hôtel de Crillon в Париже; открывшийся в 2021 г. в Макао отель The Karl Lagerfeld был целиком спроектирован модельером. В 2018 г. выставка «Architectures» с предметами интерьера, созданными Лагерфельдом из мрамора и стилизованными под ордерную архитектуру, прошла в галерее Carpenters Workshop в Париже.
Широкую известность Лагерфельду принёс также его собственный неизменный образ: чёрный костюм, белая рубашка с высоким воротником, перчатки с открытыми кончиками пальцев (гловелетты), тёмные очки, причёска (собранные в хвост серебристо-седые волосы).
Командор ордена Почётного легиона (2010). Премии Gordon Parks Foundation (2011, США), British Fashion Awards (2015).